Кто в Голливуде традиционно изображает плохого хорошего парня, сломленного, но не сломавшегося, переживающего глубочайший внутренний кризис и утреннее похмелье, но спасающего мир? Кто уже создал галерею отважных полицейских, суперменов с человеческим лицом и просто солдат-одиночек всех возрастов и на всех войнах? Кто своей бритой головой пробивает стену отчуждения, а чувством юмора вытаскивает фильм в топ национального проката? Кто за это все не получил ни одного Оскара, но страшно доволен собой?
Брюс Всемогущий
Простой американский парень Брюс Уиллис вырос в Нью-Джерси. Однако до того как приехать в Америку, его семья жила в Германии, где у Марлен (уроженки Оберштайна) и Дэвида Уиллиса (американского военнослужащего) родились Уолтер Брюс и еще трое детей. Видимо, американо-саксонской смесью объясняется и знание немецкого, и лютеранское воспитание актера, а также ничем не прикрытая любовь Уиллиса к изображению военного быта, с которым он знаком не понаслышке.
Коротко о главном
Рост: 184 см. Вес: средний, в зависимости от роли. Характер сложный. Дважды женат. Отличается политически активной позицией. Имеет трех дочерей. Главной ролью считает роль отца.
Начал сниматься задолго до роли бармена в эпизоде «Нет выхода» известного сериала «Майами Бич» (1984), после которой его якобы бы пригласили в Голливуд.
Жанры: комедия, драма, боевик, саспенс, эротический триллер, мультфильм, детективный сериал, семейный фильм.
Образ: немного самовлюбленный, чуть неловкий, ироничный вояка, парень, такой же, как все.
Цитата: «Йо-хо-хо, ублюдок!».
Крепкий орешек
Брюс Уиллис конца 1980-х — это милый кудряшка, сошедший с домашних экранов, любимец домохозяек, в котором трудно было заподозрить хотя бы даже намек на амплуа серьезного героя, спасающего мир от глобального террора и всепроникающего цинизма.
Острое и злободневное не вязалось ни с его манерой говорить, ни с внешностью лопуха и растяпы. Еще бы: в очереди за актуальными ролями «настоящих парней» Уиллис был последним, и уж тем более он никак не рассматривался в новом голливудском проекте на роль второго Рембо, капитана полиции Нью-Йорка, прилетевшего в Калифорнию к детям и своей жене, Молли, как-то раз на Рождество…
Но Сталлоне был занят на сто лет вперед, и продюсеры решили поставить на молодого и очень популярного детектива из агентства «Лунный свет». И не прогадали. Так в истории американского кино появился детектив Джон МакКлейн.
Рассказывать эту историю дальше не имеет смысла: «Крепкий орешек», вышедший в прокат в 1988 году, перевернул кинематограф. Фильм растаскан на цитаты и вошел в число культовых произведений мирового кино. Не будучи даже хоть сколько-нибудь авторским (куда уж там!), с незамысловатой философией (добро всегда побеждает зло, а жены возвращаются к мужьям под Рождество) и, казалось бы, простыми персонажами (хороший парень и очень много плохих парней), он стал прорывом, новым словом и героем:
«Идея „Крепкого орешка“ состояла в том, чтобы показать обычного человека, оказавшегося в экстремальной ситуации. Но потом идея “пошла по рукам и опошлилась. Появился „Крепкий орешек“ в самолете, „Крепкий орешек“ в кондитерской, „Крепкий орешек“ бог знает еще где…».
Брюс Уиллис застолбил за собой скорбно-ироничное выражение лица мудрого правдоруба, наивного и человечного спасителя этого (и другого) мира. Именно в «Орешке» впервые появился узнаваемый миллионами прищур, пристально-насмешливый взгляд чуть из-под бровей и самодовольная ухмылка, за которой — и боль, и страсть, и переживания, и тревога, и страх. Словом, все, что сделало Уиллиса негасимой звездой голливудского небосклона. Актер мастерски соединил комедию и боевик, озолотив создателей серий «Крепкого орешка», коих вышло на сегодня не много, не мало, а целых четыре штуки.
Рядовой Брюс
Последнее десятилетие ХХ века началось для Уиллиса просто отлично — он нашел себя, свой образ, стал развивать свой драматический и комедийный талант сразу в нескольких направлениях, порой не дожидаясь особых приглашений к ведущим студиям и великим режиссерам.
Одно продолжало линию капитана Джона МакКлейна. Брюс создал галерею персонажей, отличающихся лишь именами: все они верой и правдой служат своему народу или своим убеждениям. Это преданные друзья, боевые товарищи, молчаливо-ироничные, с лукавой мудростью во взгляде и патриотическими убеждениями в сердцах. Именно таким Уиллис предстал в картинах «Последний скаут» или «На расстоянии удара».
Во второе направление выделяются низкобюджетные или авторские фильмы с его участием. К ролям, которые принесли ему новых поклонников и добавили веса в мире современного кинематографа, можно отнести психиатра Билла Капа в эротическом триллере «Цвет ночи» (1994), рассказчика в ленте «Норт» (1995), а также роль работодателя Пола Ньюмана в номинированном на Оскар «Без дураков» (1995).
Уиллис выдавал по нескольку ролей в год. Накопленный опыт помог ему получить роли в самых крупных проектах молодых, но обещающих режиссеров, среди которых были Терри Гиллиам, Квентин Тарантино и Роберт Родригес. За Лео в «Четырех комнатах» Уиллис не получил ни доллара. Его чуть было не исключили из Американской гильдии актеров, но репутация того стоила!
Zed’s dead, Babe
Однако из всего созданного в 1990 — 1995 гг. особняком стоит удивительный по своей силе, полноте выражения, цельности и непохожести на созданные до этого персонажи образ боксера Бутча Куллиджа из «Криминального чтива». Нежный любовник, заботливый мужчина, недалекий и наивный здоровяк, хранящий свой талисман – золотые отцовские часы, стал огромным актерским достижением Уиллиса.
Действительно, есть такие образы, в которых неразрывно соединяется пошлость и цинизм реальности, возвышенность мечты, стремление к совершенству и полное отсутствие средств воплотить все желания и души прекрасные порывы. Таким получился Бутч Куллидж: он словно застыл в подростковом возрасте, когда с одинаковой охотой верится и во все плохое, и во все хорошее.
Недаром после исполнения этой роли перед актером как по мановению волшебной палочки открылись все жанры современного массового кино — от научно-популярной фантастики (или даже фэнтези) до черной гангстерской комедии.
Корбен, милый!
В 1997 году после проверки американскими авангардистами Брюс Уиллис был выбран Люком Бессоном сыграть в фантастическом опусе на тему спасения галактики. И хотя «Пятый элемент» еще в школьном возрасте задумывался Бессоном как пародия на любимый жанр целого поколения американцев, вместо фарса получился весьма себе самостоятельный продукт, породивший еще большее число поклонников.
Ненатуральный блондин, Корбен Даллас, офицер спецподразделения в отставке, а ныне водитель межгалактического транспортного средства, сохраняет все признаки Джона МакКлейна 100 лет тому вперед: и курить пытается бросить, и головной болью мучается, и одинок, и лишен иллюзий на счет подлости человеческой расы, и при этом ни за что не бросит в беде просящего о помощи. Он так же честно будет сражаться не за свои интересы. Так же безмолвно-иронично будет реагировать на нелепые попытки противостоять тому закону, который он олицетворяет: «Добро всегда побеждает зло». Если не побеждает, см. пункт первый.
Теперь понятны причины, по которым фильм с участием Уиллиса снова стал культовым, превратившись в «Крепкого орешка» для поколения Pepsi. Тем более что «Орешек» к тому времени был преобразован в серию компьютерных игр — весьма ожидаемый плод популярности в наши дни.
Прекрасный дуэт Брюса Уиллиса и Криса Такера «спас» детский замысел Бессона от провала и тотального превращения в белиберду. Балансируя между буффонадой и мелодрамой, актеры справились со сложнейшей задачей: выбить из зрителя слезу, не снижая темпов и не прекращая давать по заслугам всем троллям и прочим уродцам. По свидетельству очевидцев, и Уиллис, и Такер сыпали фразами «не из сценария», чем лишь качественно улучшали его.
Кстати, спустя год появилась новая компьютерная игра «Пятый элемент» (1998). А Уиллис записал за собой еще одно очко: он оказался первым актером, который «сыграл» в видеоигре. До него никто не озвучивал «стрелялки», даже Рембо всех времен и народов. Так что откровенного провала «Армаггедона» (1998) на этом фоне почти никто и не заметил!
Надоело спасать мир!
С заявлением, что ему надоело спасать мир, актер выступил в 2001 году. Его можно понять: сценария последнего «Крепкого орешка» оставалось ждать еще 6 лет, а стоящего суррогата не находилось.
Конечно, в 1999 году Уиллис с М. Найт Шьямаланом взорвали мир, выпустив психологический триллер «Шестое чувство» и открыв новое направление мистического кино, где жертва до конца остается неизвестной, ведет повествование от собственного лица, а на самом-то деле давным-давно уже перешла в мир иной. Это «Привидение» 10 лет спустя имело чрезмерный успех.
К чести Уиллиса надо сказать, что факт присутствия на съемочной площадке ребенка (не играйте с детьми и животными, если не уверены в себе!) ни в коей мере не повлиял на качество его игры. Наверное, поэтому следующим в фильмографии актера стал «Малыш», где взрослый Уиллис встречается с Брюсом-младшим. Нежно-домашнюю тему закрыла комедия о трудном и не случившимся разводе с Мишель Пфайффер.
Видимо, именно это пагубное состояние душевного равновесия позволили Брюсу Уиллису сделать публичное и несколько опрометчивое заявление: «Надоело спасать мир – больше не буду!».
Бандито, гангстерито
За предыдущие годы Уиллис переиграл достаточное количество добряков, чтобы и дальше продолжать быть шоколадным пасхальным зайцем. Новое тысячелетие открылось черной гангстерской комедией «9 ярдов» (2000), где Уиллис сыграл «страшного, но обаятельного» убийцу Джимми Тюльпана.
Успех фильма был велик настолько, что спустя четыре года был снят сиквел «10 ярдов» (2004). Гангстерская тема продолжилась в «Бандитах» Барри Левинсона. В этой комедии Брюс Уиллис оттянулся по полной! Актер со свойственными только ему юмором и иронией (когда не понятно, где он шутит, а где говорит всерьез) вознес до небес образ злодея, романтического грабителя банков, похитителя женских сердец — и в прямом смысле мечты домохозяек.
Дальше были фильмы, не получившие широкого признания у критиков или публики, но необходимые самому актеру. В уже известном образе отважного капитана военных сил США Уиллис появился в двух патриотичных лентах «Война Харта» (2002) и «Слезы солнца» (2003).
Весь мир — театр
В одном из интервью Уиллис охарактеризует начало 2000-х гг. в своей карьере очень емко и точно:
«Я ждал, когда появятся сценарии, в которых не будет шуточек и броских фраз, делающих моих героев крутыми. Мне надоело в каждом фильме бегать по улицам с автоматом наперевес».
В 2005 году он наконец дождался. Такими фильмами стали психологический триллер «Заложник», который продюсировал сам Брюс Уиллис, и «Город грехов» Роберта Родригеса.
«Я всегда был поклонником жанра film noir, а комикс „Город грехов“ Фрэнка Миллера, лежащий в основе картины, по духу очень напоминает noir. Режиссер Роберт Родригес позвонил мне и сказал: „Хочу тебе кое-что показать“. Это был кусок будущего фильма, буквально несколько сцен. Я посмотрел одну минуту, нажал на „стоп“ и сказал Роберту: „Что бы ты там ни наснимал после этой минуты, я готов явиться на съемки хоть завтра“».
Оба фильма отличаются драматической прорисовкой образа и принципиальной установкой на то, что происходящее принадлежит реальности кинематографа.
Сильно постаревший и как следует заматеревший Брюс Уиллис, как нигде ранее, должен был разыскать в себе силы играть подчеркнуто «театрально», с паузами Станиславского, минимумом разговоров и максимумом энергетики, рассчитанной «на зрителя в дальнем ряду». Это непросто, если ты не актер так называемого игрового кино. Это вдвойне непросто, если ты вынужден бороться со стереотипами восприятия себя на экране, которые сам же и создал 20 лет назад.
Работа над фильмами была своеобразной ломкой себя. Но пятидесятилетний актер справился и с этой задачей, хотя его труд, к прискорбию, так и не был отмечен премией национальной Киноакадемии.
Это копец?
С 2005 года Уиллис подвизался на ниве озвучки мультипликационных проектов, благо, что дубляж в свое время принес ему немалые дивиденды. А в сезоне 2009–2010 г. вышли сразу три фильма с участием актера: «Суррогаты», «Двойной копец» и «Неудержимые».
История показывает, что Брюс ради красного словца часто бросался оставить боевики и комедии, однако всегда возвращался к станку и автомату. Так произошло и теперь: широко отметив пятидесятилетие миллионными гонорарами за последнего «Орешка», Уиллис тряхнул стариной и побегал с автоматом по улицам выдуманных городов и сел.
Если уж Академия и обычный зритель не хочет видеть в нем глубокого трагедийного актера, он снова — честный малый, снова с пушкой, снова смешит публику и лучше него никто не справится с задачей «убить террориста с ногами, как у Золушки». Его появление только в одной сцене «Неудержимых» сорвало шквал аплодисментов.
Ты же не собираешься меня грохнуть? (с)
В октябре 2010 года вышел в российский прокат фильм о старых агентах ЦРУ «РЕД» с Уиллисом в главной роли. На мой взгляд, один из лучших фильмов не только октября, но и всего 2010 года.