Режиссер: Брюс Робинсон
Год: 1986
Страна: Великобритания
Жанр: черная комедия
Актеры: Ричард Э. Грант, Пол МакГэнн, Ричард Гриффитс
Боязнь мертвых рыб
Когда-то популярный британский прозаик, сценарист и режиссер Брюс Робинсон, тот самый, кто совсем недавно выдал на суд строптивой и несправедливой общественности «Ромовый дневник», был злобным, отчаявшимся, полунищим писателем-алкоголиком, прозябающим в одной из дыр Лондона. На дворе были 1960-е, наркотики и «хорошо известные химикаты» позволяли скоротать время и настроить себя на приподнято-творческий лад, алкоголь и вовсе был необходимым средством к существованию и поддержанию жизненных сил в изможденном голодом организме.
Именно об этом — о страстном стремлении быть нужным и услышанным, о маргинальном быте второстепенных актеров, о безысходности ежедневной серости — был первый фильм, снятый Робинсоном в 1986 году и заслуженно ставший «культовым».
«Уитнейл и я» принято считать предтечей«На игле» Дэнни Бойла. И, действительно, в первой черной комедии Брюса Робинсона впервые героями стали не спасители мира, не храбрецы и не простые хорошие парни, а два алкоголика сомнительной наружности — Уитнейл и Марвуд, от чьего имени и ведется повествование. Характеры героев прямо противоположны.
Покладистый и сохранивший оптимизм Марвуд, более приспособленный к жизни в городских и фермерских условиях, постоянно поддерживает своего «вынужденного» друга и соседа по лондонской конуре, Уитнейла, который по аристократическим привычкам умеет «только получать удовольствие». Актерство Уитнейла не более, чем поза, позволяющая ему по-гамлетовски брюзжать про то, что он «ненавидит русские пьесы», «никогда не будет играть дублера» и уж тем более, достоин большего, чем телесериалы или работа статистом на телевидении. Дуэт Ричарда Гранта и Пола МакГэнна разбавляет третий персонаж, сыгранный британским мастером эпизодов — Ричардом Гриффитсом. В его изображении похотливый охотник на мальчиков, дядя-толстосум Монти становится одновременно и роковым персонажем, и персонажем трагичным.
Фильм построен на диалогах, каждый из которых мог бы стать украшением любого современного авторского кино. Английский юмор, по-кэрроловски абсурдные шутки, тонкая языковая игра и едва уловимая ирония в какой-то момент перерастают комичность и обнажают истинное положение дел, заключающееся в ощущении жестокой бессмысленности каких-либо попыток изменить привычный ход жизни.