От «Русалок» до «Каспера»: сказочное детство
Кристина Риччи родилась в самой обычной семье, а потому вряд ли могла с детства знать, что такое актерское ремесло и какова расплата за славу и творческие успехи. Иначе как можно объяснить невероятную настойчивость юной барышни и ее матери в деле освоения всех хитростей и интриг киностудий Голливуда, пестующих молодые таланты. В 1989 году Риччи начала недолгие поиски своей первой роли — и уже в 1990 году подписала контракт с MGM на исполнение партии в экранизации романа Патти Дэнн «Русалки».
Так началось сказочное детство голливудского «трудного подростка»: в 9 лет Кристина сыграла с Шер и Вайноной Райдер одну из трех «русалок», воплотила легко и убедительно образ маленькой еврейской девочки из неблагополучной семьи и обеспечила себе выход в большой кинематограф.
Следующим проектом Риччи стала «Семейка Адамс» (1991, и все ее продолжения), в которой Кристина сыграла Венсди Адамс. Руководители проекта разглядели в странной девочке то, что через несколько лет станет козырем актрисы и сделает ее вожделенной целью многих артхаусных режиссеров — Риччи не была приторно-сладкой девочкой в розовом платье:
«Я думаю, что так мало детей-звезд играет в серьезном кино потому, что очень сложно смотреть на милого в жизни ребенка, играющего страшную роль. Мне же ужасно повезло: про меня никто никогда не говорил, что я милая…»
Она как будто притягивала все мистическое и фантастическое к себе, поэтому ее жизнь в семейке Адамс выглядела на экране как что-то само собой разумеющееся. Да и дружба с привидением по имени Каспер в одноименной картине про доброе привидение 1995 года стала своего рода продолжением истории о милой русалочке-Кейт и демонической Венсди Адамс.
Противоположность секса
«Новую» сторону Кристины Риччи американскому зрителю открыл Энг Ли, снявший в 1997 году семейную драму «Ледяной ветер» (в ролях — Сигурни Уивер, Кевин Кляйн, Тоби Макгуайр, Элайджа Вуд). В экранизации романа Рика Муди о двух семьях, где люди перестали быть близкими друг другу, живут в обмане и тоске, Кристина сыграла девочку-подростка, запутавшуюся во взрослой жизни от жгучего желания быть услышанной и понятной родителями. Ее Венди (по иронии судьбы, имя созвучно имени героини Риччи из «Семейки Адамс») шаг за шагом, как в кривом зеркале, повторяет действия взрослых, ломающих свои семьи, карикатурно, неумело и ужасно изображая жгучее желание, сексуальное влечение и необузданность страсти.
14-летняя нимфетка в исполнении Кристины Риччи соблазняет двух сыновей любовницы своего отца, проклинает семейное гнездо в день Благодарения и как будто навсегда захлопывает за собой дверцу в детство и невинность — образы, которыми актриса (несмотря на демонический облик) до недавнего времени отлично манипулировала. Фильм Энга Ли обозначил новый этап в карьере Риччи — и закрепил за малышкой амплуа новоамериканской Лолиты.
«Я могу быть юной и милой, когда мне хочется, могу быть по-настоящему взрослой, когда мне хочется… Странно, что я такая разная, но и это хорошо: ведь это значит, что я одинаково интересна и взрослым, и людям моего возраста»
Словно иллюстрируя эти слова, в 1998 году Кристина Риччи приняла участие сразу в двух разных и одновременно очень похожих по своей нарративной и жанровой структуре проектах: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» и «Противоположность секса». В обоих фильмах она сыграла роль несовершеннолетней соблазнительницы. В картине Терри Гиллиама вместе с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо она в образе художницы Люси весьма правдоподобно предавалась разного вида наркотическому опьянению вместе с журналистом и его адвокатом, а в «Противоположности секса» Кристина Риччи и вовсе сыграла циничную и расчетливую, но вместе с тем наивно-романтичную особу легкого поведения.
А еще она заняла место рассказчика. От лица героини Риччи, ДиДи Труит, ведется повествование картины: не останавливаясь ни на минутку, гнусавя и по-подростковому лениво коверкая слова, на одном дыхании передавая всю горечь, дерзость, отчаянность и мерзость своего положения, красотка ДиДи, путешествующая из Луизианы в Индиану рассказывает свою грустно-смешную историю, украшенную россыпью клише и затасканных фраз из третьесортных бульварных романов. Соблазняя кавалеров и цинично прицениваясь к их возможностям содержать будущего нечаянного ребенка, Ди Ди заходит слишком далеко — за что и должна поплатиться.
Своего рода продолжением этой истории вполне могла быть вышедшая в том же году лента Винсента Галло «Буффало 66». Здесь Кристина Риччи как будто в третий раз закрепляет опыт, полученный на съемках с Деппом у Гиллиама, и снова играет жизнь едва повзрослевшего подростка «на грани». Ее героиня, Лейла, украдена изображать верную жену бывшего (но несправедливо) осужденного Винсента Галло. И хотя создатель картины утверждал позже, что «Кристина Риччи — не более чем кукла в его руках на съемочной площадке», а Риччи наотрез отказалась когда-либо еще сотрудничать с Галло, полуавтобиографический, полудокументальный, абсурдный и «очень авторский», «Буффало 66» сразу после выхода на фестивале в Торонто попал в топ американских культовых фильмов (под номером 35), принеся неслыханную славу обоим. Винсент Галло как режиссер закрепил за собой мировую известность, а вот Кристину Риччи многие отметили за потрясающий талант импровизатора, за умение перевоплощаться до неузнаваемости и чутко играть совершенно разные состояния на экране.
Сонная лощина
Фильм Тима Бёртона «Сонная лощина» (1999) стал для Риччи вторым проектом за два года, в котором она сыграла с Джонни Деппом. Но если в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» ее Люси была «плоть и кровь» сексуальной революции 1960-х, то героиня «Сонной лощины» Катрина Ван Тассель — олицетворение конца XVIII века, в котором романтизм переплетается с рационализмом, неоготические мотивы крайне популярны, героини отважны и саркастичны, а герои утонченны и по-женски чувственны.
Экранизация мистического романа Вашингтона Ирвинга считается одной из лучших работ Бёртона – Деппа и по-новому демонстрирует возможности актерского мастерства Кристины Риччи: актриса соединила в образе возлюбленной Икабода Крейна (Депп) «страшное дитя» из Адамсов и «задумчивую юную барышню» из «Буффало 66».
Сами актеры оценивали собственный дуэт как чудесный опыт, который получил каждый из них. Риччи, помимо всего прочего, балансируя между триллером и романтической сказкой, закрепила за собой образ красавицы и чудовища одновременно. Этим она была обязана не в последнюю очередь своей неординарной внешности, которая воспринималась зрителями как внешность милого подростка, девочки и… потустороннего монструозного создания.
Монстр
В речи на вручении Оскара за лучшую женскую роль Шарлиз Тэрон неожиданно для многих поблагодарила свою напарницу по фильму — Кристину Риччи, и сказала, что игра Риччи смогла привести Тэрон к награде, о которой мечтает каждая актриса. Это была не обычная для церемонии лесть, и даже не стандартный случай обострения вежливости у лауреата.
Фильм «Монстр» (2003), за главную роль в котором Тэрон была отмечена высшей наградой киноакадемии, действительно не состоялся бы, если бы не дуэт двух выдающихся современниц. По словам критиков, Тэрон не играла, но проживала жизнь осужденной за смерть нескольких человек проститутки Эйлин Уорноз. Тэрон изменилась до неузнаваемости: в грязной, истерзанной, отчаянной и опустившейся Эйлин нет ничего, что напоминало бы зрителю о том, что перед ним — красавица-блондинка Шарлиз. Но и Кристина Риччи, сыгравшая 18-летнюю любовницу «серийной убийцы», по наводке которой Уорноз была арестована и в итоге осуждена на казнь, не уступила в силе и правдоподобности изображаемого.
Героиня Риччи — и есть тот монстр, который заставляет Уорноз убивать, грабить и верить в то, что это делается ради «нормальной» жизни в будущем. Наивная жестокость, цинизм и ограниченность, а порой совершенно недетская расчетливость руководят ею. Селби Уолл слегка повзрослевшая и опять от кого-то сбежавшая героиня «Противоположности секса»: те же слова, та же житейская мудрость обитателя городских джунглей, мечтательность в сочетании с монструозностью бессердечного манипулятора. Словом, Кристина Риччи действительно заслуживала признания от Шарлиз Тэрон за отличный аккомпанемент.
Спустя три года Риччи повторила опыт «Монстра» в картине «Стон черной змеи» (2006), в последний раз отыграв амплуа очередного чудовища с исковерканной судьбой в дуэте с легендой американского кино, Сэмюэлем Л. Джексоном.
«Я далеко не идеал, и говорю не всегда правильные вещи. Во мне мало чего-то действительно необычного, но когда я играю, я становлюсь куда более реальной — именно это и обнажает камера».
«Стон» — еще одна меланхоличная история, блюзовая импровизация в череде дорожных рассказов о том, как живут люди, находящиеся на обочине жизни. Лазарь и Рэя — черный старик и белая девушка — совершенные антиподы. Джэксон воплощает на экране человека, пережившего измену и не давшего растоптать в себе веру в добро даже самым скверным чувствам. Риччи, напротив, — сплошная истерика и несдержанность, еще одна маска отчаянья маленького существа, потерявшего надежду на спасение. Но они дополняют друг друга, спасая друг друга от озлобленности и одиночества.
Generation X
Помимо работы в перечисленных авторских проектах, самых значительных в карьере Риччи — актрисы независимого кино, в 2000-е годы Кристина — как истинный представитель своего поколения — сыграла не в одном десятке картин разных жанров. Среди комедий, мелодрам и романтических сказок, например, наиболее яркие и положительно оцененные критикой — «Нация прозака» (2001), «Тыковка» (2002), «Кое-что еще» (2003) и «Пенелопа» (2006). Успела она выпустить и историко-патриотические ленты («Дом храбрых», 2006), триллеры («Оборотни», 2005; «Жизнь за гранью», 2009), экранизации комиксов («Спиди Гонщик») и психологические драмы («Миранда», 2002, «Две жизни Грея Эванса», 2008).
Сейчас Кристина Риччи участвует в показах мод, являясь лицом торгового дома Louis Vuitton, озвучивает мультики («Симпсоны», «Альфа и Омега: Клыкастая братва», 2010) и даже компьютерные игры, снятые по мотивам ее фильмов («Спиди Гонщик»). Наконец, из совсем уж экзотических проектов, безусловно, следует отметить ее работу как продюсера и актрисы в ряде телесериалов («Анатомия страсти», «Спасите Грейс» и «C.S.I.: Место преступления»), документальный фильм о голливудских не-красавицах «Бесстрашные уродцы» (2005) или совсем неожиданное появление у японского режиссера Сюндзи Иваи в одном из эпизодов «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2009).