— Такая потеря времени – просто продолжать делать одно и то же и не рисковать. Мне, честно говоря, терять нечего. Опасение того, что может ничего не получиться, меркнет по сравнению с тем, что ты испытываешь, когда все получается! Мне нравится так жить — это мой стиль.
Скарлетт Йоханссон сложно обвинить в единообразии и повторяемости. То ее героини задумчивы и таинственны, как Грит, помощница Вермеера, в «Девушке с жемчужной сережкой». То они нерасторопны и совершенно неприспособленны к жизни, как выпускница Кэмбриджа со степенью бакалавра философии в «Трудностях перевода» Софии Копполы.
Стиль Скарлетт Йоханссон — пробовать себя во всем, с удивительным детским любопытством открывать новые формы и жанры; с широко открытыми от искреннего восхищения глазами наблюдать за мельчайшими деталями, чтобы затем воссоздавать их в образах своих героинь. Таких разных и таких одинаковых одновременно.
Ранний старт
— Я начала играть в возрасте 7 лет. У меня была парочка фраз в постановке “Софистика” с Итаном Хоуком. Я училась в студии Ли Страсберга, это давало возможность выступать перед живой аудиторией. Огромная разница между игрой вживую и игрой на камеру… Ты можешь, к примеру, ошибиться на съемках и даже не переживать по этому поводу. Не то, что в театре.
В 13 лет актриса сыграла уже полноценную роль в фильме Роберта Рэдфорда “Заклинатель лошадей” (1997 год). Незамысловатая история нисколько не помешала Скарлетт Йоханссон раскрыть свой талант. Ее героиня, Грейс, девочка-инвалид, органично вписывается в пейзажи Монтаны, она не выглядит чужой для всего того, что окружает ее.
Редкая способность вживаться в атмосферу места и времени — именно это открыл в подростке Йоханссон Рэдфорд-режиссер и сценарист и именно это будет в дальнейшем развиваться в актрисе как талант поистине уникальный.
Молчание — золото
2003 год стал для Скарлетт Йоханссон знаковым: с ее участием вышли сразу две ленты, которые – несмотря на явную принадлежность скорее европейскому авторскому кино, нежели голливудскому мейнстриму — не прошли незамеченными и открыли перед актрисой новые перспективы.
Юная Йоханссон смогла сохранить в своей внешности черты, присущие скорее образам прошлого, причем очень далекого. Поэтому она была выбрана на роль в британо-люксембургском проекте про Йоханна Вермеера, известного голландского живописца XVII столетия.
Первоначально в картине «Девушка с жемчужной сережкой» должны были играть главные роли Кейт Хадсон и Ральф Файнс. Затем сменился режиссер, и на роль Грит была выбрана Кирстен Данст. А после того, как Данст отказалась от участия из-за «Человека-Паука», а Файнс ушел в другие проекты, студия утвердила в качестве режиссера Питера Уэббера, Вермеера — Колина Ферта, а Грит — Скарлетт Йоханссон.
Йоханссон блестяще справилась с ролью: ее молчаливое присутствие почти в каждом кадре ощущается как данность. Она одновременно и предмет изображения (как стол или стул в комнате художника), и субъект видения (ведь это ее глазами мы смотрим на лучи солнца, краски, кисти, на то, как рождается на холсте из воздуха – шедевр).
— Скарлет Йоханссон почти ничего не произносит, однако эмоции на ее лице — страх, презрение, любопытство, влечение — поистине глубоко драматичны (Entertainment Weekly).
Вторым проектом 2003 года стал фильм, снятый Софией Копполой, “Трудности перевода”. Йоханссон и здесь крупно повезло с напарником — ее визави был Билл Мюррей. Сценарий фильма писался специально для Билла Мюррея. Любимый актер Джима Джармуша и никто больше — таким было условие для съемок фильма. София Коппола утверждает, что если бы Мюррей отказался, она бы просто не снимала картину.
Что весьма похоже на правду. В Голливуде не так много актеров, которые могут справиться с режиссерской установкой на минимум диалогов и выверенную театральную игру — крупные планы стали общим местом, рассуждений и описаний в «Трудностях перевода» еще меньше — за все говорит картинка, кадр — будь то огромный город или настроение героев. Герои фильма не справляются с «вербализацией» того, что с ними происходит. Они не могут заполнить пустоту внутри и снаружи и скорее раздумывают, чем действуют.
Билл Мюррей идеально справился с задачей. Ему аккомпанировала Скарлетт Йоханссон. И хотя Шарлотта, героиня Йоханссон, не так ярко и очевидно воплощает изоляцию и одиночество, ее образование и жизненный опыт помещают ее «над» происходящим — эта своеобразная изоляция разума и чувств воплощена Йоханссон очень тонко.
Растерянность и нерасторопность выпускницы Кэмбриджа, ее молчаливая несовременность прекрасно переданы все теми же средствами, которыми Скарлетт в совершенстве овладела во время работы над “Девушкой с жемчужной сережкой”. Школа театрального мастерства Ли Страсберга не прошла даром — как и подобает театральной актрисе, Йоханссон переживает каждую эмоцию, не озвучивая и половины.
В 2008 году она закрепит этот эффект в фильме “Еще одна из рода Болейн”. Здесь Йоханссон сыграла с Натали Портман двух сестер из известного рода Болейн, которые в разное время были фаворитками Генриха VIII. Роль Марии Болейн, золотоволосой красавицы, сочетающей в себе невероятную нежность, почти библейские милосердие и строгость, стала вершиной в череде костюмированных исторических драм — уже после нее Йоханссон переключилась на более современные проекты, потребовавшие иных навыков.
Вуди+Скарлетт
В середине 2000-х Скарлетт Йоханссон вдруг неожиданно заняла место «любимой блондинки» великого и ужасного Аллена — Гудвина, Чудини, фокусника и волшебника, тайного эротомана, еврея-мизантропа и лучшего интеллектуального режиссера Старого и Нового Света.
— Я просто обожаю Вуди. У нас много общего. Мы из Нью-Йорка. Мы евреи. Мы очень легко сошлись.
И если в «Матч Пойнте» (2005) — первой совместной работе Аллена и Йоханссон — еще не было понятно, что же режиссер нашел в этой американке, то успех «Сенсации» (2006) — 50 % заслуги актрисы.
Юная барышня, Сондра Прански, играет на наших нервах самыми бесхитростными (казалось бы) жестами и ужимками. Грубый американский акцент, срывающаяся подростковая хрипотца, близорукий взгляд, сила и слабость, упрямство и романтичность — прекрасные находки для образа.
Но как же неправ будет тот, кто решит, что за всем этим — пустота и инфантилизм современных выпускниц колледжей… Вуди Аллен был не первым, кто отметил диссонанс между формой (формами) и содержанием. И стал играть на схожести Йоханссон с одной, довольно известной блондинкой, чей близорукий взгляд, абсолютно невинный вид и кроющиеся за этим ум и женская сила сводили с ума даже президентов.
Впрочем, сама Йоханссон отрицает свое сходство с Мэрилин Монро:
— Я люблю Мэрилин. Я думаю, что она была неверояно красивой и очень недооцененной актрисой. Да, я пышная женщина со светлыми волосами, и мне очень комфортно в моей женственности. Но я думаю, что этим наша схожесть ограничивается.
Последний совместный фильм Вуди Аллена и Скарлетт Йоханссон — “Вики-Кристина-Барселона” (2008) — исчерпал все возможные вариации эксплуатации сходства Йоханссон с эталоном “женственности, безмозглости и пышной сексуальности”. Актриса, следуя своим принципам, стала пробовать себя в ином амплуа.
Марвел-girl
В 2010 году Скарлетт Йоханссон снялась во второй части марвеловского кинокомикса «Железный человек», сыграв там русского спецагента Наташу Романову.
Впечатляющий разворот от классических амплуа и работ в камерных лентах — к блокбастеру и самому что ни на есть массовому кинематографу.
Скарлетт Йоханссон так сильно хотела получить эту роль, что еще до официального объявления о результатах кастинга перекрасила свои волосы в красный цвет. За два месяца до съемок актриса начала тренироваться – и не заканчивала тренировки в течение полугода, пока длилась работа над картиной.
Продолжением ее одержимости комиксами стало участие в «Мстителях»: там среди прочих супер-героев Наташа Романова – Черная вдова смотрится еще более органичной.
Со свойственной иронией Йоханссон заметила по поводу своей роли:
— В «Мстителях» у моей героини отличная первая сцена: первое, что видит зритель, как она получает кулаком в лицо. Зрителям нравится: «Черт подери, приятно видеть, как из этой девицы выбивают всякое дерьмо»…
В середине 2013 года в процесс производства вышла третья картина про Мстителей — «Первый мститель: другая война», в которой Йоханссон снова играет Черную вдову. В апреле 2014 года состоится премьера и будет объявлено о продолжении франшизы, четвертом по счету фильме о Мстителях и одиннадцатом в кинематографической «Вселенной» Marvel.
Подготовлено по заказу канала Кинопоказ, 2013 (с)