В 2012 году американская актриса и продюсер Сандра Буллок попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая высокооплачиваемая актриса мира. Гонорар Буллок перевалил за 50 млн долларов и — по крайней мере, как показал 2013 год, — на достигнутом актриса останавливаться не собирается. Вышли в прокат ее новые проекты — «Копы в юбках» и «Гравитация». Оба признаны лучшими: первый стал лидером национальных сборов, а фильм Альфонсо Куарона собрал самую большую кассу в мире.
Скорость
Начинала свою карьеру Буллок классически: после школы она поступила на отделение драмы в университете Восточной Каролины. Затем переехала в Нью-Йорк на Манхэттен. Пока искала роль, достойную себя, подрабатывала в кафе официанткой и гардеробщицей.
Сыграла в ряде пьес, которые привлекли внимание критики к молодой актрисе, снималась в эпизодических ролях в телесериалах и паре-тройке фильмов.
Однако настоящим прорывом стала для нее картина Яна де Бонта «Скорость» (1994), которая до сих пор возглавляет множество хит-парадов и топов, которые так любят составлять американские киножурналы.
Немногие знают о том, что фильм мог не выйти на экраны — до окончания съемок бюджет картины закончился и снимать было не на что. Когда «Скорость» впервые показали аудитории, многие сцены были представлены на рисованых таблицах. Однако зрителям настолько понравился фильм, что студия быстро нашла деньги, чтобы доснять сцены согласно сценарию.
По сюжету движущийся с бомбой внутри общественный автобус мог стать местом напряженнейшего действия только в случае прекрасной режиссуры и соответствующей игры главных исполнителей. И то, и другое в фильме выполнено на высоте.
Дуэт главных героев Сандры Буллок и Киану Ривза был выше всяких похвал. Между ними возникла удивительная химия на экране, что только добавило фильму убедительности и зрелищности.
Умная и наглая Буллок — это победа! Она заставляет вас поверить в происходящее на экране и более того — сочувствовать ее героине (Rolling Stone)
Сандре Буллок удалось не просто удержаться в бешеном темпе фильма, но и придать «Скорости» ускорения.
Пока ты спал
После «Скорости» (1994) успех Буллок закрепился в фильме «Пока ты спал» (1995).
Новая романтическая комедия принесла Буллок гонорар в 750.000 долларов — неплохо для актрисы, которая еще недавно мечтала о том, чтобы получить роль в театре на Манхэттене.
Для многих её появление в ромкоме обозначило новый этап в реабилитации жанра, в котором поляну делили между собой Джулия Робертс и Мэг Райан.
Первоначально сценаристы видели в главной роли Деми Мур (фильм писался под нее), затем Джулия Робертс должна была сыграть в картине, однако отказалась и была замещена молодой и очень перспективной звездой «Скорости».
Решение студии было понятным: гонорары Сандры Буллок были (пока) намного меньше, а вот талант, работоспособность и растущее обожание со стороны зрителей вполне сравнимы.
Она сыграла простую девушку — работницу метро, которая влюблена в постоянного пассажира. Ей выпадает шанс спасти ему жизнь. И пока он выходит из комы и восстанавливает потерянную память, героиня Буллок оказывается в центре комедии положений и ошибок.
Живость, легкость, скромная угловатость ее Люси сделали фильм совершенно милой рождественской историей для всей семьи. С ее персонажем было все понятно: он естественно выписывался в общеамериканскую (да что там — наднациональную) картину быта и мира. На нее были похожи сотни одиноких девушек — так что успех этого варианта сказки про Золушку был колоссальным.
Фильм “Пока ты спал» получил высокие оценки критиков:
«Несмотря на то, что «Пока ты спал» приготовлен из известных ингредиентов, он сделан искусно — и с такой очаровательной игрой Сандры Буллок — что у старого рецепта появляется новый вкус».
За эту роль Буллок получила свою первую номинацию на Золотой глобус как лучшая актриса в комедийном жанре.
Буллок – это абсолютное наслаждение, она обезоруживает своей непосредственностью, на нее приятно смотреть и — как она уже доказала — это молодая одаренная комедийная актриса (Empire)
С 1995 года каждый год Сандра Буллок снималась в одной-двух фильмах. Ее работы редко оценивались ниже 8 из 10 баллов и приносили студиям профит в четырехкратном размере бюджета (“Сеть”, “В любви и войне”, “Время убивать”, «Практическая магия»).
Хотя бывали откровенные провалы.
Таким было возвращение в сиквел «Скорость 2: Контроль круиза». Игра во второй части «Скорости» по мнению Буллок была ошибкой c самого начала. Она очень хотела продолжить свое участие в проекте вместе с Киану Ривзом, но он отказался — в это время началась его подготовка к «Матрице». Самой Буллок пришлось согласиться, чтобы обеспечить выход в свет собственной ленты “Проблески надежды» (она выступила как продюсер, ради этого даже основала студию).
Попутно Сандра участвовала и в других экспериментах. Сразу после выхода «Проблесков надежды» — крепкой мелодрамы про большую любовь там, где ее никто не ищет, Буллок выступила в роли режиссера и сценариста картины «Готовя сэндвичи».
Позже в интервью актриса призналась, что сделала ее из очевидного желания поучиться. Ну а выводом из этой учебы стало то, что Буллок решила, что быть хорошей актрисой и продюсером и наслаждаться своей работой куда лучше, чем мучиться от осознания того, какой ты посредственный режиссер.
Режиссура — это не мое.
Мисс Конгениальность
В новое тысячелетие Сандра Буллок вошла в отличной форме: она начала с нового образа. На смену простушке Люси и домохозяйке из Техаса пришла стильная леди, работающая либо в компаниях самого высокого уровня, либо агент ФБР, непременно детектив по особым делам.
Жгучая смесь остроумия, скорости реакции, умения быстро перевоплотиться в диаметрально противоположные роли, посмеяться над собой и не бояться новых неожиданных (и на первый взгляд далеко не самых выигрышных) проектов сделали ее королевой ромкомов 2000-х и подняли на недосягаемую высоту.
Буллок обладает способностью держаться на ногах и быть привлекательной, каким бы слабым и дрянным ни был сценарий (Boston Globe)
«Мисс Конгениальность» (при бюджете в 45 млн собрала в прокате 215 млн) — открыл этот список фильмов, где Буллок всегда была на высоте и фактически обеспечивала кассу независимо от качества сценария и режиссуры.
Сюжет этой детективной комедии прост и опять же напоминает историю про Золушку или гадкого утенка. Из талантливой пацанки Буллок-Грейси на наших глазах становится профессиональной красавицей, почти мисс мира. Тем более, что в картине все вертится вокруг конкурса красоты. Ее дуэт с Майклом Кейном чудесен: Буллок удалось убедить нас в том, что прыщавое чавкающее чудовище в умелых руках может стать невероятной красоты и эффектности женщиной.
«Мисс Конгениальность» имела продолжение, может быть, не такое яркое, как первая часть, но для поклонников комедийного таланта Буллок вполне себе удобоваримое.
Дом у озера
В 2006 году вышла вторая по счету совместная работа Сандры Буллок и Киану Ривза, фантастическая мелодрама «Дом у озера».
Критики посчитали вышедшую картину классическим образцом современной романтической истории. Что означает, что студия не прогадала, вернув на экран один из самых романтических и убедительных любовных дуэтов последнего десятилетия. Ну а зрители не могли не отметить особую химию между актерами, которая возникает всякий раз, когда герои этого романа-воспоминания, романа-переписки появляются в кадре.
Буллок и Ривз обладают необычной харизмой, которая работает, даже когда их герои разлучены. Несмотря на то, что создатели фильма часто ставили их в одном кадре, визуализируя фантазию, эти двое живут в разном времени (Charlotte Observer).
История «Дома у озера» — повествование о двух одиночках, нашедших свою половинку. Герои обитают в одном и том же пространстве, но в разных временах (с точки зрения физики искусства это оказывается возможным). Их объединяет страсть к воде, чтению, архитектуре. Между настоящим и прошлым вдруг оказывается возможным общаться с помощью старого почтового ящика, который стоит перед домом. Постепенно belle lettres становятся смыслом жизни обоих героев и они назначают себе встречу в будущем. Произойдет она или нет — пуант этой истории.
Все мое существо откликается на романтический импульс фильма (Chicago Sun-Times.)
Невидимая сторона
Несмотря на то, что одно только ее участие в картине могло обеспечить фильму огромные сборы и бешеный успех в прокате, Сандра Буллок долгое время обходилась без Оскара. В ее копилке были Глобусы, награды критиков, участие в фестивалях. Только только в 2004 году она попала в поле зрения американской киноакадемии. Первой оскароносной картиной, где она сыграла нехарактерную для себя и довольно сложную роль высокомерной истерички, стала лента «Столкновение».
Сандра всегда отличалась твердостью духа и в чем-то ее героини-борцы походят друг на друга. Но в «Столкновении» (2004) от милой и в доску своей девчонки не осталось и следа. Напротив, она с самого первого кадра вызывает жгучее раздражение и тем самым поддерживает раскаленную, плотную, агрессивную атмосферу всего фильма.
Это редкий для Америки фильм, имеющий смысл. Игра всех без исключения актеров просто потрясает! (Washington Post)
То же самое можно сказать и про биопик «Дурная слава» (2006), где Буллок выступила в необычном для себя амплуа, исполнив роль Харпер Ли, подруги прославленного Трумена Капоте. Она совершенно органично исполнила партию признанной и очень влиятельной авторессы, которая давно уже не питает иллюзий в отношении человеческой природы, особенно природы поступков своих богемных друзей.
Первая победа в номинации за лучшую женскую роль досталась Сандре Буллок за игру в спортивном биопике «Невидимая сторона» (2009). По существу, фильм получился очень «жанровым» и попал в тренд — на Оскаре были представлены сразу две картины, принадлежащие так называемой категории “социальное кино”.
Сначала, когда я решила сниматься в фильме, я увидела просто красивую историю. Однако я не понимала, как играть Ли Энн Туи. Не понимала, с какой стороны подойти к своей героине. И тогда режиссер посоветовал мне встретиться с реальной Энн Ли. Я провела целый день в ее компании и была совершенно вымотана из-за ее невероятной энергии. Но при этом я влюбилась в прототип моей героини — в то, что она делает и как она себя ведет.
Главной соперницей Буллок была Габури Сидибе, сыгравшая сама роль одинокой девочки, растущей в крайне неблагополучной среде, и обретающей в итоге семью и свое место в жизни.
Сидибе не получила статуэтки, зато выиграл фильм “Сокровище”, а Буллок была отмечена попутно всеми основными наградами американского кинематографа. Сыгранная ею Ли Энн Туи – приемная мать будущего чемпиона, которая своим упорством и своей любовью добивается того, чтобы высокомерное и далеко не самое толерантное общество южан приняло в свои ряды цветного подростка.
“Невидимая сторона” — фильм очень американский: про американцев и для них. Однако же в нем затрагиваются проблемы современного общества, где средний класс со всей своей зоной комфорта оказывается довольно агрессивной кастой, порог вхождения в который зачастую невозможно преодолеть.
Гравитация
Сказать по правде, я никогда даже не думала о том, чтобы быть на экране такое количество времени…
С 2011 года в карьере Сандры Буллок наступил вынужденный перерыв. По словам актрисы, ей было «одиноко и очень грустно». Поэтому проект, в который ее позвал Альфонсо Куарон, стал своего рода способом преодолеть жизненный кризис.
В 2013 году на неделе Космоса Альфонсо Куарон представил свой новый фильм «Гравитация». Сказать, что Сандра Буллок сыграла здесь главную роль — не сказать ничего.
Для меня это было перерождением в восприятии режиссерской работы и актерской сущности. И это было возрождением моей веры в то, почему я выбрала профессию актера.
На протяжении почти трех часов на экране мы видим в кадре ее, слышим ее дыхание, двигаемся с ней в замкнутом пространстве космического корабля или скафандра:
Я буквально по 10 часов играла в пустоте – у меня был только наушник, в который Куарон говорил мне, что нужно делать. Мы записали что-то вроде каталога из музыкальных композиций. И я выбирала себе одну из них для создания настроения…
Роль доктора Райан Стоун сегодня признана лучшей драматической ролью Сандры Буллок. Именно здесь актриса смогла использовать все приобретенные и отточенные ранее навыки — держать в напряжении зрителей, вовлекать их в происходящее, устанавливать буквально физический контакт с каждым.
Фильм «Гравитация» снимался в абсолютной тишине и темноте: единственное, что было у Буллок — наушник, через который она могла получать инструкции от режиссера: что делать, как вести себя, как играть:
Моя ситуация ничем не отличалась от ситуации моей героини: Никого вокруг, тебе страшно, ничего не работает, ты устала, тебе больно, ты одна – и стараешься сфокусироваться хотя бы на чем-то, но не можешь…
Кувыркаясь в одиночестве в огромном космическом пространстве, Сандра Буллок все же умудрилась приковать к себе миллионы восторженных взоров. Фильм физически воздействует на смотрящего: в какой-то момент ты начинаешь дышать с героиней, бояться за нее и вместе с ней огромной черной пустоты вокруг.
«Гравитация» — фильм о перерождении. Как ты будешь вести себя в худшей из возможных ситуаций? Жизнь не собирается останавливаться, когда тебе плохо. В итоге, приходится просто признать, что ты больше не можешь контролировать ситуацию. И не тратиться по пустякам.