Так он умер или нет?
Ив Сен Лоран скончался в 2008 году, не успев отпраздновать свое 72-летие. Странно начинать разговор о биопике с даты смерти — но, похоже, в отношении картины Бертрана Бонелло «Сен-Лоран» это вынужденная необходимость.
Герой фильма — Ив Сен-Лоран собственной персоной — находится в постоянном наркотическом трипе где-то между жизнью и смертью почти три часа экранного времени, причем к смерти оказывается куда ближе. Посему «Сен-Лоран» — вольное описание смерти великого модельера, художника, иконы моды и стиля 1960-1980-х годов, нежели полная и достоверная его биография.
Против достоверности излагаемого материала выступили и те, кто лично знал Лорана и работал с ним. Что, впрочем, нисколько не остановило Бонелло — ведь его «Сен-Лоран» — одна из возможных историй, которая могла бы быть рассказана Ивом в телефонном интервью какому-то журналу…
Однако если картине не хватает достоверности (ни в костюмах, ни в деталях жизнеописания), убедительности она не лишена. И в этом ей способствуют две составляющие — игра актеров и саундтрек.
Во-первых, если не в главных, нельзя не отметить Гаспара Ульеля, восходящую французскую звезду, который буквально прожил 1960-1980-е годы Сен-Лорана в 150 минутах. Безусловно, это не уровень ДиКаприо и его Рэмбо («Полное затмение»), по интенсивности и глубине падения с которым можно было бы сравнить персонажей и их воплощение. Но актеру удалось передать нарциссическую чудовищность и чудовищное же одиночество современного гения, вынужденного искать прибежище от самого себя в самых изощренных экспериментах.
Противоречия. Постоянные противоречия, у него один парадокс следует за другим. Это главная черта характера модельера, которую я старался отразить в своем герое.
Во-вторых, удивительно убедительную эмоциональную атмосферу фильма создает музыка. Оригинальный саундтрек, который состоит из оперных арий, музыки 1960-1970-х годов, а также из собственных записей Бертрана Бонелло, — то, что делает «Сен-Лорана» цельным.
Покуда герой, обреченный на вечные поиски себя в мире (или мира в себе, как угодно), болтается между Мараккешем и Парижем, а сюжет раскачивается из стороны в сторону, как плохо сколоченный сарай, музыка остается постоянным центром притяжения.
Она диктует ритм и навязывает образы, связанные напрямую с коллекциями и искусством настоящего Ива Сен-Лорана. Именно здесь Бонелло удалось удержать баланс внешнего и внутреннего, оставив простор для воображения, и не скатиться в уничтожающую и скучную пошлость биографий.