Тот Киану, которого люди видят в фильмах, совсем не похож на реального. Когда я смотрю с ним интервью, он всегда очень сдержан — будто охраняет свою личную территорию. А в личном общении он очень эмоциональный и веселый. И его взгляд на жизнь — совсем не то, что ожидаешь от звезды такой величины. Он тот, кого называют «обычным парнем».
Киану Ривз — обладатель уникальной карьеры: он постоянно раздвигает границы своих умений и стремлений в профессии, ему удается лучше, чем кому-либо из современных звезд быть очень цельным, объединяя в себе порой разнонаправленные образы и идеи.
Билл и Тед
Доподлинно известно, что драматическому искусству Ривз не обучался в университетах и колледжах. Он по наитию занял себя игрой в школьном театре. Одной из первых ролей его стал Меркуццио в шекспировской драме «Ромео и Джульетта». Однако даже театральная слава не помогла ему продержаться в школе сколько-нибудь долго. Постоянно возникавшие конфликты с преподавателями поставили крест на вопросе дальнейшего институтского или иного системного образования Ривза.
Я был слишком непокорным и открывал рот, когда не следовало. В общем, в школе это поведение было не самым лучшим решением.
Первым культовым фильмом с участием Ривза стал научно-фантастический музыкально-приключенческий опус про подростков «Невероятные приключения Билла и Теда» (1988).
Киану сыграл Теда Логана, смешного парня, который рожден привнести в мир гармонию своей музыкой. Однако чтобы эта гармония хоть как-то состоялась в будущем, в настоящем ему, безбашенному раздолбаю, нужно сдать экзамен по истории. Так начинаются путешествия героя во времени (прямо как и в популярнейшем в то же самое время «Назад в будущее» и во всех частях его продолжений).
Несмотря на посредственность сценария и сюжета, комедия с участием юного Ривза собрала в несколько раз больше собственного бюджета, обзавелась продолжением в виде «Ужасных приключений Билла и Теда» (1990) и стала основой для целого направления комиксов, мультфильмов, рассказов.
Однако для главной звезды ленты, Киану Ривза, помимо славы это в первую очередь означало опасность навсегда быть связанным с образом Теда в глазах и профессионального мира, и зрителей.
Ясно, что Киану очень похож на двух главных героев — Билла и Тэда, — писала Independent.
Поэтому с внезапно свалившейся на него популярностью Ривз решил бороться профессионально: кроме Теда он уже сыграл в ряде картин, совершенно отличного жанра и рода. Сначала это была небольшая роль в психологической драме «На берегу реки» (1986), в которой Ривз сыграл подростка — невольного свидетеля убийства. Основная коллизия сюжета заключается в том, что его герой должен сделать выбор между другом, который совершил убийство, и правосудием, которое неминуемо уничтожит эту дружбу.
Фильм получил положительные отклики, однако одного его было явно недостаточно, чтобы противопоставить комиксам про столь популярную машину времени и музыку, которая спасет мир.
На гребне волны
Поэтому главным экспериментом между “Тедами” стал опус Кэтрин Бигелоу, известный под названием «На гребне волны».
— Это актер, который готов идти на риск! — так пафосно Кэтрин Бигелоу охарактеризовала молодого Киану Ривза.
Трио Ривз — Суэйзи — Бигелоу сумело сделать невероятно живой, очень смелый и душевный фильм про “реальных парней», серферов, единственной любовью которых была и остается “волна”. Они ищут ее, ту единственную, на гребне которой можно взмыть в небеса — и более не быть связанными с миром посредственности.
Бигелоу — интересный режиссер. Она увлечена наблюдением за своими героями, которые ходят по лезвию ножа из-за собственных философских убеждений. Это не люди действия — нет, но люди мысли, которые выбирают действие как один из способов выражения собственной веры (Rogert Ebert)
Понятно, что философия свободных духом серферов была крайне привлекательной и по меньшей мере романтичной. Потрясающе захватывающая лента сразу же после своего появления вошла в сотню лучших картин жанра, а герои Суэйзи и Ривза — в число самых желанных молодых актеров Голливуда.
В 1992 году Киану Ривз получил неожиданно для себя премию MTV, этот символ всенародного признания. Его полицейский-серфер Джонни Юта покорил немало сердец.
Мой личный штат Айдахо
Словно подтверждая слова Кэтрин Бигелоу о риске и готовности заходить далеко в освоении материала для своей роли, Киану Ривз следующим своим проектом выбрал «Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента.
Я видел в кошмарных снах, что когда я умру, на моей могиле эпитафией будет «Он сыграл Теда Логана»…
Напарником по картине выступил Ривер Феникс, брат Хоакина Феникса, яркая звезда начала 1990-х. Причем Ривер и Киану очень подружились на съемках этой оригинальной авторской трактовки шекспировского «Генриха IV». Через год после окончания съемок Ривер умер — Киану очень сильно переживал его смерть.
Я очень скучаю по Риверу. Что-то было в самой обстановке съемок, в истории, которую мы рассказывали. Наши герои были как сироты — Гас нашел для нас специальный тон — милый, романтический, трагический одновременно, с нотками юмора. Ривер — человек смелого, открытого ума! Мы так хорошо ладили на площадке друг с другом, как будто это была театральная сцена, а мы — постоянная труппа. Это очень отличается от обычного «сотрудничества». Было такое ощущение, что каждая молекула его тела вибрирует, чтобы характер казался более убедительным.
Фильм получился необычным. Несмотря на то, что главные персонажи — хастлеры, этот фильм вовсе не о сексе, который особо не интересует ни Майка (Ривер), ни Скотта (Ривз). Майк мечтает о любви, под которой он понимает заботу о себе. Он был брошен еще ребенком и сейчас ищет пристанище, которое принимает порой довольно причудливые формы. Майку совершенно все равно, где он найдет себе “дом” — рядом с мужчиной ли, женщиной. Скотт вырос в богатой семье и его образ жизни — бунт против отца. Однако обоих героев объединяет поиск собственной идентичности через любовь.
Безусловным открытием картины является ее сосредоточенность на вопросе “человеческого одиночества” и постоянного желания человека быть “нужным”. И в итоге фильм превращается в рассказ про двух молодых людей, проживающих собственную жизнь, которая не сильно отличается от фантазии, поэтому и происходящее вокруг Майк и Скотт воспринимают не очень серьезно.
Такова человеческая комедия, которую рассказывает Гас Ван Сант: можно сколь угодно драматизировать ситуацию, но доведенная до абсурда, она теряет пафос и становится смешной.
Фильм завоевал награды на кинофестивале в Торонто, исполнитель главной роли Ривер Феникс получил Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. А Киану — приглашение сыграть в постановках Фрирза, Бранны и Бертоллуччи.
Скорость
Настоящим прорывом в массовом кино стал выход на экраны первой полнометражки, снятой новоиспеченным режиссером Яном де Бонтом. «Скорость«, в которой Киану Ривз сыграл в паре с Сандрой Буллок, затмила по популярности все его предыдущие работы.
Впрочем немногие знают о том, что фильм мог не выйти на экраны — до окончания съемок бюджет картины закончился и снимать было не на что. Когда «Скорость» впервые показали аудитории, многие сцены были представлены на рисованных таблицах. Однако зрителям настолько понравился фильм, что студия быстро нашла деньги, чтобы доснять сцены согласно сценарию.
По сюжету движущийся с бомбой внутри общественный автобус мог стать местом напряженнейшего действия только в случае прекрасной режиссуры и соответствующей игры главных исполнителей. И то, и другое в фильме выполнено на высоте.
Дуэт главных героев Сандры Буллок и Киану Ривза был выше всяких похвал. Между ними возникла удивительная химия на экране, что только добавило фильму убедительности и зрелищности.
— Он вдруг стал героем боевиков в 1990-х, — вспоминал де Бонт о Ривзе. — Что выделяет его на фоне толпы, так это умение показывать свои эмоции. Без него у нас полно мультяшных персонажей.
Следом за «Скоростью» Ривз сыграл в романтической драме «Прогулка в облаках«, обнаружив в себе талант и романтического героя в том числе.
«Прогулка» была полной противоположностью стремительной «Скорости«: снятая как история о послевоенном времени, действие которой происходит в испанской части Калифорнии, целомудренная и сдержанная, трогательная и веселая одновременно, «Прогулка в облаках» напоминает романтическую классику Голливуда. Ривз впервые играл романтического героя — и следует сказать, что ему это прекрасно удалось.
Наконец, почти сразу же после «Прогулки» Киану Ривз сыграл в первой своей научно-фантастической ленте «Джонни Мнемоник«. Отзывы не были положительными, но жанр был освоен.
Вот так к середине 1990-х наметился основной круг тем, жанров и сюжетов, которые привлекали актера. Это независимое кино, боевики и научная фантастика плюс романтические ленты.
При этом, несмотря на большие гонорары, Киану Ривз легко мог отказаться играть в кино и выступать на театральной сцене в классических постановках типа «Гамлета» (именно на него променял свое участие в продолжении «Скорости» Ривз). Или же выплатить собственный гонорар своему напарнику по фильму, как это было с «Адвокатом дьявола«, когда на место второго главного героя Ривз мечтал заполучить Аль Пачино.
Матрица
В 1999 году, после провальных в прокате, но в целом тепло принятых поклонниками, работ, Киану Ривз появился в главной роли в «Матрице» братьев Вачовски. Ставший сразу после выхода культовым, фильм «Матрица» объединил в себе несколько любимых Ривзом жанров: это и фильм-притча, и научная фантастика, и психологический триллер.
Изначально Вачовски видели в главной роли Джонни Деппа, предлагали роль Брэду Питту и Вэлу Килмеру. Однако спустя долгое время (проект разрабатывался с 1994 года) решили сделать выбор в пользу Ривза.
Его герой, компьютерный гений со всеми признаками мессии, Нео, является одновременным воплощением сразу нескольких философий. При этом однозначно огромное влияние на образ и на актера оказала восточная философия, которой Ривз увлекся со всей страстностью неофита во время почти 6-месячной подготовки к съемкам.
Актер изучал восточные единоборства, проводил почти все свое время либо в зале с тренером Юэном Ву Пингом (постановщиком всех боев и трюков) , либо за чтением тех опусов, которые легли в основу утопической картины. Незадолго до начала съемок Ривз довольно сильно повредил шею — и многие из трюков выполнял за него дублер. В любом случае, подготовка не стала лишней: фильм был признан лучшим в работе актера с момента выхода «Скорости«. А ежедневные занятия несомненным образом повлияли на форму актера. И на его хобби в дальнейшем.
Продолжение «Матрицы» не заставило себя ждать: успешный проект принес не только коммерческий профит. Фильм номинировался и выиграл многие премии как за спецэффекты, так и за костюмы, дизайн, операторскую и хореографическую работу и игру актеров. Вторая и третья части «Матрицы» были менее обласканы критиками, однако же явным признаком зрительской любви к ним и главному герою в частности стала популярность комиксов, которые появились после окончания франшизы.
Это уже второй случай с Киану, когда фильм с его участием получал продолжение не только на экране, но и в комиксах.
2000-е
Когда я не чувствую себя свободным и не могу делать, что хочу, я действую. Обычно против правил.
После “Матрицы” началась пора независимого кино, в которых Ривз сыграл множество ролей — от первостепенных до эпизодических. Романтические ленты “Дом у озера” и “Сладкий ноябрь” перемешивались с фильмами-открытиями Берлинале типа “Криминальной фишкой от Генри” и “Частной жизнью Пиппы Ли”. В той или иной мере все проекты были замечены критикой и зрителями, многие были симпатичны лично актеру, однако их сложно было назвать “знаковыми”.
Параллельно со своими актерскими работами Ривз начал создавать документальный фильм о кино и про кино.
Side to Side вышел только в 2012 году, хотя монтировался и записывался в течение нескольких лет. Ривз выступал и как продюсер ленты, и как журналист — интервьюер, который встречался с лучшими представителями актерско-режиссерской профессии и спрашивал у них про кино. Буквально.
Я вырос на аналоговых лентах. Я понимаю, какую оно может вызывать ностальгию. Аналоговое кино — будто память о маминых печеньях. Фантастично, романтично. Но технологии развиваются очень быстро и удивительными путями. И это — в частности — причина, по которой я хотел сделать Side to Side — документальный фильм, в котором поднимаются вопросы, как меняется процесс создания кино в цифровую эру.
Около года с 2010 по 2011 Киану Ривз и Крис Киннелли задавали свои вопросы сначала первой дюжине голливудских режиссеров о процессе съемок и по сути цифровой революции. Они услышали ответы Кэмерона, Финчера, Линча — которые соглашались с тем, что новые условия помогали им разработать и оттачивать свой стиль. Встретились с Ноланом — который был не очень-то уверен в том, что цифровое видео когда-либо приблизится к качеству пленки.
Затем проект перерос себя — в итоге свыше 150 респондентов отвечали Ривзу на его вопросы, обсуждая прошлое, настоящее и будущее кинематографа. Вклад Ривза в изучение кино, его истории и современности оказался фантастическим — Side to Side включили в число лент, обязательных к хранению в библиотеке Конгресса США.
Идея создания фильма принадлежала целиком и полностью Киану. Он внес в фильм всю свою энергию, любопытство, страсть. Он ладил со всеми людьми, у кого брал интервью — людям с ним просто. У него есть отношения с режиссерами и актерами, такой подход и стиль, которого нет больше ни у одного журналиста. Проект на 80% — его заслуга.
Мастер Тай-Цзи
Киану Ривз признавался, что в 42 года впервые задумался о том, чтобы стать по другую сторону камеры.
Чем больше я занимался поиском сценариев и подбором интересных проектов как продюсер, тем больше мне хотелось самому попробовать рассказать эти истории в своем ключе, что естественным образом проявилось в желании стать режиссером.
Режиссерским дебютом Ривза стал боевик “Мастер тай-цзи” (2013), поставленный вместе с давним партнером Ривза Тайгером Ченом (дублер Ривза во второй и третьей “Матрице”).
Подготовка к съемкам началась в 2008 году — и длилась в течение 4 лет. Пока писался сценарий и шла работа над определением места, времени съемок, подбор актёров и согласования со студиями, Ривз успел сняться в нескольких фильмах. Наконец, он сам сыграл в «Мастере Тай-Цзи» роль одного из второстепенных и отрицательных персонажей.
Для меня это был один из самых ярких опытов в кино: сосредоточиться на истории и самому определять, что же увидит зритель. Интересно было одновременно выступать изнутри и снаружи: как актер и режиссер.
История мастера боевых искусств была буквально списана с биографии Чена. «Мастера» высоко оценили на фестивальных показах — фильм стал премьерой Каннского и Пекинского кинофестивалей 2013 года.
Впрочем, на этом увлечение восточными единоборствами и темой Азии не закончилось — буквально одновременно Ривз снялся в боевой драме «47 ронинов«.
Нельзя сказать, что ронины были приняты благосклонно: в этой фантазии на традиционную японскую тему даже неспециалисты нашли достаточно нестыковок.
Фильм проливает мало света на японскую культуру, несмотря на то, что в нем задействованы японские актеры, за исключением Ривза, который играет эпизодическую роль. Чуть более хороший сценарий, чуть меньше клише в диалогах — все это смогло бы спасти картину и позволить талантливым исполнителям засиять в полную силу (USA Today)
Интерпретация известной легенды 18 столетия предстает в виде странной 3d фантазии, поданной во всей мощи компьютерной графики и концептуального дизайна. Фантасмагория куда более приличествующая современному Голливуду. Картина породила огромное количество дебатов среди фанатов, что впрочем никак не сказалось на популярности Ривза.
Джон Уик
В 2014 году закончилась работа Ривза над еще одним боевиком, который снимался в Латинской Америке. Премьера запланирована на 23 октября 2014 года. В финальном релизе фильм получил название «Джон Уик».
Смесь триллера и боевика, в котором партнером Ривза выступает Уиллем Дефо, обещает зрителям «отличную стилизацию под настоящее кино о наемных убийцах». Насколько эти ожидания будут оправданы — вопрос, но не для фанатов творчества Ривза.
Помимо прочего, Киану анонсировал возможное продолжение истории про Теда и Билли:
— Написан сценарий. Посмотрим, как пойдет! — прокомментировал интерес к франшизе Ривз.
Весьма вероятно, спустя 20 лет борьбы с образом Теда актер снова вернется к тому, с чего начал. Но в другом статусе.