Режиссер — Вуди Аллен
Год — 2012
Страна — США, Италия, Испания
Жанр — комедия
Актеры — Вуди Аллен, Алек Болдуин, Роберто Бениньи, Пенелопа Крус, Джесси Айзенберг, Эллен Пейдж
Новый Декамерон
Впрочем, он оставляет зрителю слабое утешение: ведь в то время, как другие режиссеры в дикой панике мечутся по свету в поиске сюжета, Аллен ловко имитирует атмосферу «создания картины» здесь и сейчас. Всем фильмом «Римские приключения» он будто бы говорит: «смотрите по сторонам — следите за руками обычного регулировщика перекрестка, скажем, в Риме, и материал сам собой найдется, сложится в нестройную, но неизменно живую импровизацию«.
Своя правда в этом есть: зачем претендовать на эпичность и морить зрителя многочасовыми рассуждениями по поводу сущего под музыку Вагнера, если все истории так или иначе вращаются вокруг одного и того же? Взять хотя бы американских студентов в Риме (девочка — мальчик — девочка), пару буржуа с двумя детьми, провинциалов-молодоженов, прибывших в столицу начинать новую жизнь, или итало-американскую парочку, которая вот-вот должна пожениться. Не нужно быть великими Феллини, Бертоллучи или Антониони, чтобы поставить в центр этих отношений любовь (к кому-то или чему-то) или ее телесный (более понятный Аллену) вариант — секс.
В «Римских приключениях» Вуди Аллена, острой пародии на глобальные потуги современного кинематографа, эти два четких центра образуют убедительную систему. Они, как плюс и минус, заставляют действие двигаться вперед. Может быть, не на скорости боевика, а хорошей абсурдной трагикомедии, в которой — хвала Аллену и его актерам — есть все, кроме претенциозной пошлости.
Кстати об актерах. Последние 20 лет своей карьеры не Аллен просит актеров сниматься у него, а актеры ищут возможность работать у режиссера. Хотя это сущая мука: эксцентрик-социопат, Вуди избегает любых контактов с ними на съемочной площадке, зачастую не знает, что-кого-как он будет снимать в следующем дубле. И все же несмотря на это, в картине Аллена главные роли сыграли такие звезды, как Пенелопа Крус, Алек Болдуин, Роберто Бениньи… Собственно, именно на этих троих и держится все действие. Любители импровизации, представляющие три школы актерского мастерства, разбавляют ново-римский Декамерон разнообразием и тонкостью интонаций. Да и сам Вуди не подкачал: как обычно, где-то в стороне от основного действия он вел привычно-абсурдный диалог со зрителем, упоминая свои фильмы и работы, кокетливо посмеиваясь над отведенной ему самим собой очередной ролью творца…