Алан Рикман для многих являет собой эталон английского джентльмена — сдержанного (но не бездушного), утонченного (но не жеманного), образованного (но не сноба). Его скромное очарование и горящие глаза сумели завоевать огромную армию разновозрастных поклонников и поклонниц. Кто-то влюбился в его полковника Брэндона из джейностиновского «Разума и чувств», а кто-то не устоял перед его мрачным персонажем из «Гарри Поттера», кому-то не дает покоя добрейший герой «Снежного пирога». Алан Рикман был одинаково убедителен и в ромкомах, и в фэнтези, и в психологической драме.
Говорят, что Алан Рикман каждого журналиста напутствовал так: «Попробуйте написать про меня статью, не используя слов «злодей» и «плохой парень»!». Но это так никому и не удалось.
Не так уж много актеров могли бы гордиться тем, что они органичны и в европейском эстетском кино «не для всех», и в кассовом голливудском блокбастере. Обычно рамки амплуа не позволяют играть в таком широком диапазоне. У Алана Рикмана случилось так, что ему оказались подвластны все жанры, а его актерское амплуа можно рассматривать в двух ипостасях: злодей в нуарном триллере и загадочный романтический лирический герой.
Профессиональный злодей
Главное и самое известное амплуа британского актера Алана Рикмана — злодей уровня бог. Его фирменный прищур и невероятная точность в изображении сложных характеров помогли ему прыгнуть из локальных английских телефильмов сразу на самый широкий экран Голливуда.
Шанс, который ему выпал в триллере «Die Hard» (1988), Рикман не упустил. Сегодня «Крепкий орешек” знает каждый, и его можно смело назвать классикой новых голливудских боевиков. Фильм пользовался огромным успехом у зрителей по всему миру, он окупился в кинопрокате, превзойдя почти в пять раз свой скромный бюджет в $ 28 млн. Успешная первая часть “Die Hard” повлекла продолжение, и сегодня во франшизе уже пять частей, снятых разными режиссерами (а Брюс Уиллис — единственный актер, который снялся во всех пяти фильмах «Крепкого орешка»).
Не слишком замысловатый сюжет зрители и критики сочли захватывающим, публику привлекло энергичное развитие действия, острота коллизий и постановочные эффекты боевиков (кстати, «Крепкий орешек» номинировали на «Оскар» за визуальные и звуковые эффекты, монтаж и звук). Джон Маклейн (Брюс Уиллис), офицер полиции Нью-Йорка, пытается спасти свою жену и нескольких других людей, которых взял в заложники немецкий террорист по имени Ханс Грубер (Рикман) во время рождественской вечеринки в Накатоми Плаза в Лос-Анджелесе.
Большая часть действия была импровизацией актеров и съёмочной группы, и многие сцены придумывали прямо по ходу съёмок. Например, для сцены, где встречаются персонажи Уиллиса и Рикмана, не устраивали репетиций, чтобы добиться эффекта абсолютной и полной спонтанности момента. Эта сцена вообще была добавлена в сценарий после того, как выяснилось, что Алан Рикман запросто может достоверно сымитировать американский акцент.
Рикман сам исполнял некоторые трюки — к примеру, в сцене, где Грубер падает с крыши здания, Алан на самом деле летит вниз с 6-метровой высоты. Режиссер Джон МакТирнан намеренно не показывал крупного плана лица Ганса Грубера, когда тот стреляет из какого-либо оружия, потому что Алан Рикман вздрагивал при каждом выстреле, что плохо вязалось с образом жесткого и беспощадного террориста.
Алан полностью вжился в роль, мир еще не видывал злодея настолько очаровательного в своей беспощадности и безграничном обаянии. Вежливый, воспитанный, образованный, способный вести милые светские беседы о моде и международной обстановке, заботящийся о комфорте заложников и при этом без малейших колебаний вышибающий им мозги.
Алан Рикман невероятно убедителен в роли террориста; это не психопат, не маньяк, но в нем есть нечто опасное и пугающее — при всем его очаровании.
Кинокритики по-разному отнеслись к фильму, но их одобрение игры Алана было единодушным. После «Крепкого орешка» Рикман в возрасте 42 лет уверенно поднялся на Олимп и занял свое место среди самых востребованных, авторитетных и признанных звезд мирового экрана.
Он начал свою актерскую карьеру относительно поздно, до 25-летнего возраста Рикман работал графическим дизайнером, а потом его приняли в RADA (Королевскую академию драматического искусства).
Без идиотского персонажа замначальника полиции (Пол Глисон), «Die Hard» был бы более чем сносным триллером. Но этот персонаж присутствует, и получается полный бардак и позор. А жаль, потому что фильм действительно содержит превосходные спецэффекты, впечатляющие трюки и хорошие актерские работы (особенно Рикман в роли террориста). Вот мое предложение авторам кино: вы не ошибетесь, если сделаете большинство персонажей вашего фильма, по крайней мере, столь же умными, как и большая часть вашей аудитории. (Chicago Sun Times)
Рикман как-то сказал в одном интервью: «Я получил роль в „Крепком орешке“, потому что был дешев. Они платили Уиллису $ 7 млн, так что им приходилось искать людей, кому они могли бы ничего не платить». Пусть так — но чудо свершилось, и британец переиграл всех великих и ужасных. Алан вложил в эту роль все, что наработал за годы упорной работы в театре, куда пришел в 26 лет.
Еще один мрачный герой, талантливо воплощенный Рикманом — Северус Снейп в фильме «Гарри Поттер и Дары Смерти» (часть 2), а также в других сериях поттерианы. Прежде чем согласиться на роль, Рикман беседовал по телефону с Джоан Роулинг, выясняя нюансы.
В 2011 году Алан Рикман дал интервью, в котором рассказал о судьбе своего героя и о том, что помогло ему дойти до финала истории, сохраняя и подогревая интерес поклонников саги о Поттере.
Роулинг дала мне небольшую подсказку, которая помогла понять, что Северус Снейп является куда более сложным персонажем и что его история будет куда интереснее, чем многим в тот момент казалось. Когда мы снимали первый фильм, она написала всего три или четыре книги, так что никто кроме Джоан не мог знать о том, что произойдёт потом. Ей было важно, что я буду это знать. Эта информация не имеет отношения к развитию сюжета, но она помогла мне выбрать верный путь для моего героя.
Сыграв ядовито-презрительного декана Слизерина, Рикман практически вылепил образ профессора Снейпа. Невероятно, но он повлиял на образ профессора в книгах, которые были написаны после выхода фильма «Гарри Поттер и Дары Смерти». Джоанна Ролинг в новых романах видела мастера зельеварения уже только как Рикмана, и соотносила действие, происходящее в ее сказке для детей и взрослых, со сложным и многогранным характером, выстроенным вдумчивым и осторожным Рикманом.
Загадочный и мрачный, профессор Снейп имеет немного реплик, он не эмоционален и крайне сдержан, его мимика скупа… актерская задача непростая. Но Алан решил ее с невероятной легкостью: его взгляд просто прожигал простачка Поттера. В результате, именно Северусу / Рикману посвящено больше всего фанатских сайтов, и именно этот молчаливый профессор побил все рекорды популярности среди персонажей «Гарри Поттера». Примерно тогда же возник термин «рикманомания».
Рикман не слишком любил говорить о роли Снейпа. Он не раз сетовал на то, как его угнетает корсет, в который актера затягивали перед тем, как облачить в черную мантию. И еще: Алан Рикман понимал, что в истории кино, скорее всего, он останется прежде всего как профессор Снейп. Но ему всегда хватало чувства юмора и самоиронии, чтобы из-за этого не переживать.
Знаете, всегда полезно сыграть сложную и неоднозначную личность, поскольку, во-первых, это – проверка актерских способностей, а во-вторых, это дает возможность окунуться с головой в мир интереснейших историй, ведь в самых интересных историях непременно должны быть сложные и неоднозначные персонажи! Таким историям нужны загадочные герои, про которых и зритель, и читатель просто не знает, что и думать. Всякий раз, когда я получал новый сценарий и читал его, каждая страница была для меня открытием.
Целая плеяда молодых актеров выросла рядом с Аланом за десять лет «поттерианы». Он не переставал поражаться, как быстро выросли исполнители «детских» ролей в «Гарри Поттере», а ребята почитают его своим учителем и гуру.
Тогда, в холодном январе, когда Алан умер (на той же неделе, что и Дэвид Боуи), стало особенно ясно — через его популярность в кино, особенно в фильмах о Гарри Поттере — что Алан был неким мифическим старшим товарищем для целого поколения молодых людей, которые росли вместе с ним. И сейчас уже, оглядываясь назад, понимаешь, что он был некоей иконой элиты (не будем забывать, что вышел Алан из неполной рабочей семьи, жившей в индустриальном районе Лондона, Актоне). И я уверен, что именно его происхождение позволило ему находить общий язык со всеми, с кем он пересекался в жизни – начиная от фанатов, охотников за автографами и заканчивая беженцами, которые нуждались в убежище. (Йен Риксон)
Романтический герой
Хотя Рикмана чаще всего упоминают как мастера изображать мрачных типов, на самом деле, положительные герои получались у него ничуть не хуже. Романтичный виолончелист-призрак по имени Джейми в мелодраме Энтони Мингеллы «Верно. Безумно. Глубоко» (1990) вышел ироничным и обаятельным. Если смотреть из дня сегодняшнего, Алан Рикман, играющий призрака, вовсе не так уж забавен.
Однако фильм этот вовсе не грустный, и уж точно не такой слезоточивый и слащавый как «Призрак», с которым сюжетно много общего: покойный муж (Рикман) является вдове (Джульет Стивенсон) и помогает ей жить дальше, пусть и без него. Тут, скорее, можно вспомнить «Донну Флору и два ее мужа»… «Верно. Безумно. Глубоко» — это такая деликатная, лишенная голливудских штампов, причудливая аллегория горя от режиссера-дебютанта Энтони Мингеллы.
Отмеченный многими критиками как ««Призрак» для умных», фильм «Верно. Безумно. Глубоко» сделан чувственно и очаровательно. Джульет Стивенсон демонстрирует огромную глубину образа в роли, которая была создана специально для нее, а Алан Рикман доказывает, что он способен на нечто совершенно отличное от ролей плохого парня, в которых он так известен. (TV Guide)
Не меньшей удачей стала роль Рикмана в блестящей экранизации романа Джейн Остин «Разум и Чувства» (1995) по сценарию его близкой подруги Эммы Томпсон.
Адаптированный сценарий, который Томпсон писала почти пять лет, удостоился Оскара: сама Эмма Томпсон стала первой в истории актрисой, которая получила Оскар как сценарист.
Фильм оказался весьма удачным — мировые сборы составили $ 134,6 млн, бюджет окупился более чем в 8 раз. Рикман великолепно справился с образом ранимого, гордого и благородного полковника Брэндона. Он был номинирован за лучшее исполнение мужской роли второго плана на премию БАФТА.
«Разум и чувства» — весёлое, трогающее душу, дающее пищу уму и просто отлично сделанное кино. (3500 рецензий)
Конечно, у кинокритиков было множество вопросов: почему для экранизации классической британской истории выбран Энг Ли? Неужели представитель среднего класса из Китая лучше знаком с миром Остин, чем современный британец? Однако, если судить по результату и дневникам Томпсон, режиссер Энг Ли великолепно, чутко и точно справился с задачей «осовременивания» классики.
Статный полковник в исполнении Алана, легкий прищур глаз, особая манера говорить и мягкий, бархатный тембр голоса — он покорил всех зрителей женского пола. Истинный джентльмен, глубоко чувствующий, но держащий свои страдания и боль при себе, способный на настоящее, глубокое чувство. Интересно, что его сексуальный «шелковистый» голос и манера говорить чуть замедленно были результатом некоего врожденного недостатка речи, о чем никто никогда бы не догадался, не скажи он в одном интервью, что, оказывается, не может должным образом двигать челюстью, из-за чего отчасти и возникли и уникальный голос и особая манера говорить.
«Он мог как испепелить вас одним только взглядом, так и окрылить вас одним простым словом», — говорила Эмма Томпсон, вспоминая своего друга и коллегу Алана Рикмана.
Брэндона играет тот самый незаменимый злодей Алан Рикман (который на самом деле не является злодеем), но на этот раз, кажется, его темный, задумчивый дух отступил и он выдал себя как сентиментального джентльмена. …Мне понравилось остроумие фильма, очарование актеров, особенно я наслаждался тем, как Рикман подавал свою роль, играя как в последний раз… (Chicago Sun Times)
После этого фильма на Рикмана посыпался шквал девичьих писем с признаниями в любви. Но тщетно: он был однолюбом. Его бессменная подруга была с ним рядом на протяжении 45 лет, ее имя Рима Хортон, она преподаватель экономики в Кингстонском университете.
Они встретились, когда были еще студентами Школы искусства в Челси, им было по 19 лет. Детей у них не было, а узаконить свои отношения они решили только в 2012 году (о чем журналисты пронюхали только три года спустя).
В 2006-ом появились два замечательных фильма, где Алан Рикман снялся в ключевых ролях. Это «Снежный пирог» и «Парфюмер. История одного убийцы».
Малобюджетная канадская драма «Снежный пирог» режиссера Марка Эванса, где Рикман играет в прекрасном ансамбле с Сигурни Уивер (в роли женщины-аутистки) и звездой «Матрицы» Кэрри-Энн Мосс, получилась душераздирающей и сдержанной одновременно. Уивер – давняя подруга Рикмана еще со времен съемок «В поисках галактики», и они сыграны как настоящий тандем.
Как это часто случается, «Снежный пирог» не собрал много фестивальных наград, но остался в сердцах и памяти поклонников Рикмана навсегда. Это любимый фильм многих, он покорил своей безыскусностью и юмором.
Игра мистера Рикмана — глоток свежего воздуха. Хмурый мизантроп с тяжелым взглядом, который смотрит на мир с подозрением и порой готов признать свое поражение, он иногда способен на сардоническое самоуничижение. Этот фильм проверит ваш цинизм на прочность. Те, кто будут им очарованы, проглотят «Снежный пирог» также жадно, как его героиня ест снег. (NY Times)
Автор сценария Анжела Пелл сама вырастила аутичного сына и знает этот мир не понаслышке. Она решила рассказать об аутизме; если немного упростить, то основная идея — жить сегодняшним днем и быть терпимыми к слабостям других.
Сигурни Уивер удалось показать детскую и невинную сущность своей героини, она играет потрясающе, откровенно, с абсолютно «голым» лицом без макияжа. Этот тот самый случай, когда безумный ведет себя гораздо «нормальнее» разумных людей — так случается в экстремальных ситуациях.
И Рикман рядом с Уивер держит такую же высокую планку, он не переигрывает и не дает скатиться всей истории в пошлую мелодраму, удивительно чутко лавируя и чувствуя границы. Алан Рикман играет Алекса Хьюза, загадочного англичанина с тайным и скрытым горем, который едет через всю Канаду, чтобы встретить кого-то важного из своего прошлого. Но по пути подвозит разговорчивую молодую попутчицу по имени Вивьен (Эмили Хэмпшир), встреча с которой меняет его маршрут и всю дальнейшую жизнь.
Алекс Хьюз, которого я играю в «Снежном пироге», среди всех персонажей, которых я когда-либо играл, наверное, больше всего напоминает меня самого. Он мне очень близок, потому что мне нравится играть тех, кто просто старается делать все, что в их силах – так же, как и я сам.
Если Алан Рикман – это Алекс из «Снежного пирога», то это великодушный и честный человек, в глубине души которого спрятан «огромнейшим груз скорби и вины». Добрый человек «с лицом, по которому видно, что у его обладателя – интересный багаж» (как говорит Алан в фильме, «в моем случае — грузовые перевозки»). Даже если допустить, что Рикман тут играет самого себя, то придется согласиться, что получилось это у него мастерски.
Мне нравится этот фильм; надеюсь, люди его поймут. Он забавный, полный света и надежды. Во время его съемок мы подружились с чудесными людьми. К тому времени, когда сумма, необходимая для его съёмок, была в конце концов собрана, в Вава, в Северном Онтарио, где должны были проходить съемки, снега уже не было, но местные жители специально для нас сохранили снег в своих сараях и гаражах.
Вспоминая самые удачные актерские работы Алана Рикмана в амплуа романтика, нельзя не упомянуть утонченный и какой-то артхаусно минималистичный телефильм «Песня ланча» (2010). Это бенефис крупных планов Рикмана и его дорогой подруги Эммы Томпсон. Бархатный голос Алана, от имени которого ведется повествование, гипнотически завораживает, а его иронически приподнятая бровь возвращает на землю.
Сценарий Нэйла МакКормика основан на поэме Кристофера Рида; этот 50-минутный телефильм успевает затронуть широкий круг тем — это любовь, страсть, сожаления об упущенных возможностях. Не абстрактное или высокопарное стихотворение, а очень живое, эмоционально богатое повествование.
Встречу за ланчем двух бывших любовников, которых играют Алан Рикман и Эмма Томпсон, можно рассматривать метафорически. Эту красивую и очень человеческую историю хочется пересматривать раз за разом, следя за богатейшей мимической и интонационной палитрой Рикмана.
Рикман прекрасно исполнил и свою роль, и роль закадрового рассказчика. Томпсон играет главную роль, но ее общий вклад гораздо меньше, поскольку внутренний монолог Рикмана составляет основную часть текста, произносимого в фильме, фактически вербального общения между этими двумя мало, и их глаза говорят больше их самих. По мере того, как вино попадает в рот рассказчика, обнажается его истинная сущность — Рикман, кажется, просто был рожден, чтобы сыграть эту роль. (Ник Хартель, DVD Talk)
Алан Рикман — режиссер
Рикман долгие годы мечтал попробовать свои силы в качестве режиссёра, и воплотить эту мечту ему удалось в 1997 году. Сначала Алан поставил спектакль, а потом и снял фильм по пьесе Шарман МакДональд «Зимний гость». Режиссерский дебют оказался весьма успешным. Лента получила сразу три премии Венецианского кинофестиваля. Спустя несколько лет, в 2005, он поставил пьесу «Меня зовут Рэйчел Кори» на подмостках одного из Лондонских театров, тоже весьма успешно с точки зрения критиков и публики.
Надо оставаться открытым миру, в котором мы живем, и обстоятельствам, в которых мы оказались. Наша задача — каждый день становиться чем-то большим. Вдохновение — жизнь в этом мире, который становится все более шокирующим, но которому мы принадлежим, как бы трудно это порой ни было.
В кино Алан снял только один фильм в 2014 году под названием «Небольшой хаос» (в российском прокате получил название «Версальский роман»), который не был принят восторженно, несмотря на всеобщее обожание Рикмана как актера.
Он сыграл в фильме главную мужскую роль короля Людовика XIV, а главная женская роль досталась «английской розе» Кейт Уинслет. Дело происходит во Франции. Пережившая семейную драму Сабин де Барра (Уинслет) получает работу при королевском дворе — ей предстоит обустроить роскошные сады Версальского дворца. Алан Рикман в образе короля выглядит величественно, Уинслет абсолютно очаровательна и мила.
Критики назвали фильм «статичной мелодрамой с красивым антуражем», и даже «эпизодом костюмного телесериала средней руки, любовно-сентиментального, рассчитанного на наивных и невзыскательных барышень». Однако любви к Рикману это не пошатнуло.
В памяти его поклонников он остался прежде всего порядочным человеком, настоящим джентльменом, прекрасным семьянином и гениальным актером. Алан Рикман был эрудитом, интеллектуалом, великолепным собеседником. Его уход за месяц до 70-летия опечалил соратников, друзей и товарищей — они написали о Рикмане немало теплых слов.
Это был человек, который воплотил в жизнь социализм, постоянно все отдавая другим. Он отдавал свое время, решая бесконечное число срочных безотлагательных проблем, он посещал организации, в которые верил, и как можно более незаметно для других старался финансово поддержать как отдельных людей, так и идеи и начинания, которые нуждались в помощи. Возвращаясь к его последним неделям… Что меня поразило больше всего, это насколько его мысли были заняты теми, кого он оставляет здесь: он искал подходящую песню в честь Римы, его вдовы, песню, которая должна была звучать на поминальной службе (он выбрал Take It With Me Тома Уэйтса), подбирал людей, которые, как он чувствовал, будут в состоянии что-то сказать, и щадя тех, кому будет слишком тяжело. Он подбирал материал, что-нибудь, что могло бы взбодрить, разбавить грустное, как, например, жизнерадостное видео Фреда Астера и других, танцующих под Uptown Funk Марка Ронсона, а потом – что-нибудь горячее и восторженное, например, видео с речью французского революционера, которого он сыграл в давней телевизионной пьесе в 80-х.
Когда я его спросил, что он чувствует перед смертью, он сказал – после паузы – «спокойствие». Возможно, именно эта сила духа позволила ему привести дом в порядок (он в буквальном смысле слова обставил мебелью новый дом Римы, приобретенный для ее новой жизни), попрощаться с теми, с кем смог, и, я надеюсь, почувствовать определенную гордость за то, сколько он успел сделать в своей жизни.
Алан осуждал несправедливость, неравенство и лицемерие. Он любил дело, которым занимался, он считал, что искусство должно быть для всех. Ему была безразлична слава и известность, он готов был использовать их лишь как способ пролить свет на то, во что действительно верил. Этот свет сияет до сих пор. (Йен Риксон)