Хелена Бонем Картер — правнучка бывшего премьер-министра Великобритании лорда Герберта Генри Асквита, внучка баронессы Бонем Картер, а также дальняя родственница Кейт Миддлтон. Среди предков можно найти баронов и баронесс, дипломатов, именитых аристократов, лордов, рыцарей и даже одного вполне приличного режиссера, но при всей своей родовитости и известности, семья не смогла обеспечить Хелене безоблачное детство.
Когда Бонем Картер было пять лет, у матери случился первый нервный срыв, после которого она приходила в себя несколько лет (позже она сама стала психотерапевтом). Через пять лет после восстановления матери, отец Хелены оглох на одно ухо. Была сделана операция по удалению опухоли, которая привела к инсульту, после чего он оказался навсегда прикованным к инвалидной коляске. Хелена и оба брата ушли из колледжа, чтобы помогать матери справиться с этой ситуацией.
Хелена дебютировала в кино еще ребенком, в пятилетнем возрасте — появилась на заднем плане телевизионной мыльной оперы («Там, где умирают мечты», 1972). В одиннадцать лет она выиграла поэтический конкурс с поэмой «Виноградная лоза» (Grapevine). В тринадцать лет Хелена сыграла Джульетту, точнее, озвучила ее в радиопостановке школьного спектакля, причем Ромео говорил из противоположной колонки — спектакль был стереофоническим. В 1979 году Хелена вышла на второе место на национальном стихотворном конкурсе, а денежную премию использовала, чтобы разместить свою фотографию в кастинговом каталоге Spotlight. Вскоре у нее появился первый агент и первая настоящая работа — съемка в коммерческой рекламе…
Королева корсетных ролей
Актерский дебют Хелены состоялся в телевизионном фильме (A Pattern of Roses, 1983), эта роль впоследствии привела ее к участию в фильмах продюсерской компании “Мерчант и Айвори” — это и “Комната с видом” (1985), адаптации романа Э.М. Форстера, и “Леди Джейн” (1985) режиссера Тревора Нанна, где она продемонстрировала прекрасное воплощение некоронованной королевы Англии. Еще трижды Хелен была занята в фильмах под брендом Merchant — Ivory: это незначительное появление в “Морис” (1987), и две большие роли “Там, где даже ангелы боятся появиться” (1991) и “Ховардс Энд” (1992).
Два последних фильма — экранизации произведений Фостера. Можно сказать, что Хелена стала широко известна в Британии после исполнения ведущих ролей именно в этих кинокартинах, горячо одобренных публикой и прессой.
“Говардс Энд” (Howards End, 1992, в российском прокате «Усадьба Хауардс — Энд») собрал более трех десятков кинонаград, в том числе и Оскара за лучшую женскую роль (Эмма Томпсон). Для молодой актрисы появление даже в эпизодической, но заметной роли в блестящем фильме — огромный шаг вперед. Кстати, для афиши фильма был выбран кадр именно с юной Хеленой.
Фильм повествует о трёх английских семействах в начале XX века. Уилкоксы — богатые лондонские капиталисты, сёстры Шлегель представляют просвещённую буржуазию, а Басты принадлежат к низам среднего класса. В центре истории — поместье Говардс Энд, которое олицетворяет собой будущее Англии. В чьи руки оно попадет – аристократов или буржуа? Драматическая история снималась в великолепных интерьерах, костюмы выполнены виртуозно и дают повод полагать, что «Говардс Энд» — один из лучших примеров костюмированной исторической драмы.
Красивая и умная работа: достоверная, стремительно развивающаяся, с тщательно проработанной инсценировкой — очень хорошая история. (The New Yorker)
Бизнесмен Уилкокс препятствует попытке жены передать поместье в наследство своей близкой подруге — старшей из сестер Шлегель (Томпсон). Младшую сестру сыграла Бонем Картер. Роль характерная, есть несколько сильных сцен, где Хелена блещет прекрасным исполнением, и если так можно выразиться, отменным актерским вкусом и истинно британской сдержанностью. Она не переигрывает, тонко чувствуя грань, за которой начинается пошлость.
Великолепный актерский состав воплощает персонажи так полно и достоверно, что кажется будто события происходят с ними на самом деле, а не разворачивается по сценарию. (Chicago Sun-Post)
Благородное происхождение, умение держаться с королевским достоинством, прекрасное знание французского и викторианская внешность помогли Хелен стать признанной звездой в исполнении ролей аристократок в экранизациях английской классической и романтической литературы. Актриса переиграла множество исторических, «корсетных», ролей, воплощая героинь Эдвардианской и Викторианской эпох.
Мне теперь остается только удалить себе пару ребер, чтобы корсет сидел еще лучше.
Среди таких ее работ: Офелия в «Гамлете» (1990), Оливия в «Двенадцатой ночи», Энн Болейн в «Генрихе VIII». Критики называли Хелен «королевой корсета» и «английской розой», вполне благосклонно принимая каждую новую работу в кино.
Посему логично, что свой Оскар Хелена Бонем Картер получила за главную роль в костюмированной драме «Крылья голубки» (1997). Фильм завоевал большое количество наград и номинаций престижных фестивалей и конкурсов: Хелена была номинирована на Золотой глобус, а также стала лучшей актрисой по мнению BAFTA и SAG Awards, Национального совета кинокритиков, кинокритиков Лос-Анджелеса, критиков Бостонского Общество кинокритиков, Ассоциации телевизионных критиков, Техасского общества кинокритиков, и Юго-восточной Ассоциации кинокритиков. Можно сказать, она получила все возможные награды от американских киноакадемий.
Это экранизация романа Генри Джеймса. Действие происходит в Лондоне, в начале 1910-х годов. Кейт Крой (Бонем Картер), девушка из высшего общества, но из обнищавшей семьи, вынуждена жить на попечении властной тётушки. Кейт влюблена в журналиста, не ровню ей по происхождению. Случай дает паре шанс получить финансовую самостоятельность, пускай путем предательств и подлости. Хелена впервые исполняла роль, где в течение полутора часов экранного времени героиня менялась столь разительно: от хорошенькой простушки до роковой красавицы-злодейки. И впервые же показала здесь свою темную сторону, которая впоследствии позволила режиссерам выделить из прочих и отдавать роли не пай-девочек из высшего общества, но бунтарок и ведьм.
Актриса продемонстрировала готовность к крупным сложным планам и смелость жить в кадре некрасивой и жалкой — настоящей, без малейшей фальши.
Немного фильмов исследовали человеческую натуру столь пытливо, и вывели такую сложную психологическую топографию. Вот почему «Крылья голубки» так хороши, тогда как практически все прочие адаптации романов Джеймса неудачны. (The New York Times)
«Крылья голубки» — это несчастливая сказка, но это зрелище яркое и незабываемое, показывающее многомерных персонажей, красивую кинематографию, впечатляющий набор видов и опытный актерский состав. (ReelViews)
«Корсетные роли» постепенно оставались в прошлом — этот период можно назвать временем становления Бонем Картер как актрисы.
С конца 1990-х до середины 2000-х она успела поработать у многочисленных и разнообразных режиссеров: у Мика Джексона в «Прямом эфире из Багдада», получившем номинацию на премии Эмми и Золотой глобус; у Пола Гринграсса в «Теории полета», где она сыграла жертву двигательно-нейронного заболевания; у Тревора Нанна в «Двенадцатой ночи», где она сыграла Оливию; и даже в «Гамлете» Франко Дзеффирелли.
Переломным моментом для актрисы стала роль Марлы Сингер в «Бойцовском клубе» (1999) — полная противоположность всему, что до этого она воплощала на экране.
Роль показала масштаб актерского диапазона и навсегда вписала имя Бонем Картер в историю кинематографа.
Правила бойцовского клуба
“Бойцовский клуб” (The Fight Club, 1999) Дэвида Финчера стал культовым фильмом, как и роман Чака Паланика, по мотивам которого снят фильм. Сценарий Паланик писал вместе с Джином Уилсом, и как-то признал, что концовка фильма получилась лучше, чем в книге.
Цитаты стали крылатыми выражениями, главная идея — манифестом целого поколения. Мир испытал шок, увидев «Бойцовский клуб». Поразительно, как много было точно угадано Палаником и Финчером. Пресыщенные яппи, повернутые на своих кредитах и быте, чтобы чувствовать себя живыми, подвергают себя своеобразному самобичеванию. Их религией, подкреплённой клятвой неразглашения тайны клуба, является уличный бой, который рано или поздно выходит на белый свет из заброшенных гаражей, и становится чистым насилием. Выпущенный на свободу инстинкт разрушения и саморазрушения ведет к логическому завершению.
Эдвард Нортон играет типичного обывателя: он недоволен собой и своей пресной жизнью, совсем не спит по ночам и страшно мучается от одиночества. В поисках хоть какой-то отдушины он ходит на собрания людей, больных смертельным недугом, и получает там возможность прорыдать свои печали. Там он встречает еще одну симулянтку — Марлу Сингер (Бонем Картер), и позже создает подпольную организацию «Бойцовский клуб» вместе с Тайлером Дёрденом, продавцом мыла (Брэд Питт).
Саморазрушение и уничтожение идеалов, бегство от рутины, бунт и деструкция — важные концепты фильма. Но сюжетная линия отношений Марлы с Тайлером не менее значима: не будь Марлы, и Тайлера не существовало бы.
Среди претендентов на роль Марлы были Вайнона Райдер и вдова Курта Кобейна — шумная Кортни Лав. Также эта роль была предложена Риз Уизерспун и Саре Мишель Геллар. Уизерспун отказалась, посчитав эту роль «слишком мрачной», а Геллар была связана контрактом с сериалом “Баффи – истребительница вампиров”. Финчер не пожалел, что сделал выбор в пользу Хелены. Он смог разглядеть ее потенциал, кроме того, актрисе очень повезло с партнерами по фильму — Эдвард Нортон и Брэд Питт умеют создать праздник на съемочной площадке.
Хелена полностью вжилась в роль наркоманки и анархистки Марлы. Говорят, она просила своего визажиста наносить ей грим левой рукой, поскольку считала, что ее героиня не стала бы уделять много внимания такой ерунде как аккуратный макияж.
Фильм был крайне неоднозначно принят публикой и критиками, собрав в национальном прокате только 37 млн долларов против 63 млн, вложенных в производство. И смог компенсировать свой солидный бюджет только в других странах мира. Но успел приобрести культовый статус среди тех, кто поддался заражающему психозу и по-своему «подсел» на брызжущую через край энергию молодых парней, которые непременно хотят ощущать себя крутыми мужиками.
«Бойцовский клуб» предназначен «определённо для молодых, а кинокритики, которые вообще-то старше, не могут оценить этот фильм». Но, несмотря на то, что один из его ключевых слоганов гласит: «Очисти себя от женского», нелегко отделаться от ощущения, что в итоге получилось «мыло для мужчин», если под «мылом» понимать душераздирающие истории для всех телезависимых. (Сергей Кудрявцев. 3500 кинорецензий)
Легендарный «Бойцовский клуб» принес Хелене огромную популярность, впрочем, как и всем актерам, снявшимся в этой картине. Она исполнила свою роль настолько эффектно, что сегодня невозможно представить никого другого вместо нее.
Впрочем, нельзя не вспомнить и другие роли Хелены начала 2000-х: например, ее дуэт со Стивом Мартином в “Новокаине”, или римейк “Планеты Обезьян” Тима Бёртона, где она сыграла обезьяну, “Сердце мое” О’Салливана с Полом Беттани, а также “Большая рыба”, ее вторая работа с Бёртоном.
В перерывах между съемками в фильмах Хелена появилась в нескольких телевизионных проектах и на лондонской сцене в полудюжине спектаклей.
Чертова дюжина лет, или эпоха Бёртона
Со встречи во время съемок «Планеты обезьян» в 2001 году, Бонем Картер и Тим Бёртон сделали вместе семь фильмов. Тогда же, в 2001 году, начался их роман. Они поселились в соседних домах в Лондоне и вроде бы всерьез собирались прокопать подземный коридор. В 2003 году родился их сын Билли Рэймонд Бёртон (крёстным отцом которого стал друг семьи Джонни Депп). А в 2007 году Хелена в 41 год родила второго ребенка — дочь Нелл Бёртон. Хелена и Тим не венчались и брак не регистрировали, прожив в счастливом партнерстве 13 лет.
Когда Бонем Картер позвали сниматься в ремейке «Планеты обезьян» у автора нашумевшего «Бэтмена», модного режиссера и восходящей звезды Голливуда Тима Бёртона, она не долго раздумывала. Тим счел ее идеально подходящей на роль обезьянки, по его словам у нее «такие же доверчивые и полные печали глаза, и обижаясь, Хелен что-то бурчит себе под нос, как мартышка».
Бёртон настоял на том, чтобы она посещала специальную школу, где дрессируют шимпанзе. Прекрасное чувство юмора и готовность к любым экспериментам помогли Хелене принять предложение Бёртона.
Актерская профессия дарит уникальную возможность примерить на себя шкуру любого персонажа. А если у тебя дома в постели лежит влиятельный голливудский режиссер, это страшно способствует актерской карьере.
Ухаживания Тима были не слишком уместными, ведь на площадке «Планеты обезьян» работала его невеста Лиза Мэри. Так что когда стало известно о романе Бонем Картер с режиссером, пресса немедленно окрестила Хелену разрушительницей браков. Это не совсем справедливо, роман случился позже, отношения Бёртона с Хеленой начали бурно развиваться после окончания съемочного процесса.
Во время съемок Хелене было не до того: она по десять часов в день тратила на свое превращение в обезьяну. Тима многие считали безумцем, но Хелен он таковым не казался, и она была готова к новым ролям в фильмах своего необычного партнера.
В его следующей невероятной «Большой рыбе» (2003) Тим отвел ей роль ведьмы. Справилась она блестяще! Это настолько необычная сказка для взрослых, насколько это возможно. Воображение великого сказочника создало целый мир — волшебный и реалистичный одновременно, населенный великанами, цирковыми уродцами и прочими чудесами и небылицами. Фильм собрал множество наград и самые добрые отзывы.
Все происходит прямо у нас на глазах: фильм добрый, но не чрезмерно сентиментальный; романтический, не будучи приторным; трогательный, но не слишком. С величайшей виртуозностью продемонстрировано искусство рассказывания историй, это трогательная драма об отце и сыне. Возможно, это лучшее использование компьютерной графики, ведь Big Fish стоил $ 70 млн, и каждый цент пошел на увеличения вашего удовольствия от просмотра фильма. (BBC)
Дальнейшее сотрудничество Бёртона и Бонем Картер породило целую армию фанатов творческого союза. Их партнерство подарило миру еще много прекрасных волшебных сказок, которые одинаково обожают взрослые и дети.
В мультипликационном фильме Тима Бёртона «Труп невесты» (2005) Хелена озвучила мертвую невесту, случайно обвенчавшуюся с живым парнем, которого озвучивал Джонни Депп.
Среди других примечательных совместных работ Хелены, Тима и Джонни — роль миссис Бакет в культовом фильме Бертона «Чарли и шоколадная фабрика» (2005). Тут, конечно, пальма первенства у Деппа, он абсолютная звезда, но если все смешное в фильме — от его Вилли Вонки с манерами классической голливудской дивы, то сердце фильма — это юный Хаймор, талантливый молодой исполнитель главной роли. Он играет искренне, глубоко и непринужденно, и ему блестяще аккомпанируют его мама (Бонем Картер) и отец (Тэйлор). С Хаймором, уже подросшим и слегка растерявшим свой детский талант, Хелена еще встретится на съемочной площадке «Тоста», где сыграет его эксцентричную мачеху.
Бертон оказался идеальным режиссером для чрезвычайно странной небылицы. Он давал волю фантазии в своих последних фильмах, но не так гениально, остроумно и последовательно, как он сделал это в «Чарли». (Christian Science Monitor)
Бонем Картер номинировали на Золотой Глобус в пятый раз за роль в экранизации мюзикла Стивена Сондхейма «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» (2007), которую снял Тим Бёртон. Говорят, взаимная любовь к легенде о демоническом цирюльнике с Флит-стрит легла в основу взаимного интереса и влечения этой незаурядной пары — Хелены и Тима. При этом Бонем Картер было не так просто получить роль в экранизации страшной сказки.
Она как-то сказала в интервью, что долгие мучительные прослушивания на роль миссис Ловетт были самым изнурительным за все время ее карьеры, и что, в конечном счете ей пришлось самой убедить Сондхейма, что именно она должна сыграть эту роль. По легенде, Тодд (Депп) был лондонским цирюльником, который убивал своих клиентов, а его сообщница, миссис Ловетт (Бонем) помогала ему избавляться от тел, делая из них начинку для пирожков.
Жутковатый готический антураж и холодные мрачных тона напоминают ранний фильм Бёртона «Сонная Лощина». И лишь сцена у моря, грёзы миссис Ловетт и воспоминания Суини о семье окрашены в яркие, хоть и приглушённые, оттенки ярких цветов.
Хелена Бонем Картер не только возлюбленная Бертона, она еще и прекрасная актриса. Ни капли вульгарности, это миниатюрная красавица с темными, грустными глазами и полными губами. Она упорно мечтает о том, как она и цирюльник когда-нибудь поселятся у моря. Это вряд ли, черт побери! (Chicago Sun-Times)
Элегантный фильм ужасов c Джонни Деппом и Хеленой Бонем Картер в главных ролях, получающий удовольствие от собственной театральности, доставляет удовольствие нам своим едким остроумием, а также располагает к себе музыкой Сондхайма и уносит в полеты фантазии — такое возможно только в кино. (Wall Street Journal)
Говорят, на съемках «Суини Тодда» они чуть не поубивали друг друга. Хелена была беременна, но Тим не щадил ее и не избавил от вида человечьего ливера, из которого ее героиня стряпала начинку для своих пирожков.
Джонни Депп старался образумить любимых друзей. А когда скандал переходил границы, отчаянно пытался хотя бы заглушить их вопли — громко стучал, с немыслимым скрежетом точил огромные ножи друг о друга… (Татлер)
В Бертоновской «Алисе в стране чудес» (2010) Хелена не побоялась дать изуродовать свою красоту и превратиться в большеголовую Красную Королеву. Девятнадцатилетняя Алиса (Мия Васиковска) возвращается в волшебный мир детства и приключений, где она встречается со старыми друзьям и узнает о своем предназначении: положить конец царствованию Красной Королевы, которая терроризирует своих подданных. Очаровательный Безумный Шляпник (Джонни Депп) и незабываемый Чеширский кот, прекрасная музыка и отменные шутки — и публика опять готова аплодировать стоя. Интересно, что практически о каждом фильме Бертона есть отзывы кинокритиков как о лучшей работе за всю его карьеру. Парадоксальным образом эти же фильмы могут быть названы и самыми слабыми, хаотичными, невозможно скучными и так далее.
Не стала исключением и «Алиса» — ее в равной степени успели и похвалить, и поругать.
В «Алисе» Тим Бертон жертвует минимальной последовательностью повествования книги — и большей частью душой этого произведения, — но это неоспоримое визуальное удовольствие! (Rotten Tomatoеs)
Тринадцатилетний союз американского режиссера и английской актрисы завершился «дружеским расставанием». «Они остаются друзьями и будут совместно выполнять свои родительские обязанности по отношению к двум своим детям» — это заявление пресс-агента Хелены вышло в канун Рождества 2014 года.
Поклонники самой эксцентричной пары в мире шоу-бизнеса горюют о том, что им, видимо, навсегда придется забыть о блистательном творческом союзе Тима и Хелены — ее не случайно называли его музой. Последний раз Хелена сыграла в фильме Бертона «Мрачные тени» в 2012 году. Тогда же актриса со свойственным ей юмором отметила: «Тима, кажется, уже тошнит от меня на съемочной площадке».
Новейшая история
Еще до расставания с Бертоном Хелена вошла в звездный состав франшизы «Гарри Поттера», который собрал чуть ли не всех лучших британских актеров.
В фильме «Гарри Поттер и орден Феникса» (2007) она появилась в роли ведьмы Беллатрисы Лестрейндж. Актриса работала в рамках жесточайшего контракта, согласившись на эту роль, и в очередной раз подтвердила свой статус звезды первой величины и готовность к любым экспериментам с внешностью.
Однако не за ведьму Бонем Картер была номинирована во второй раз на Оскара. В 2010 году на роль благородной супруги короля (королевы-матери, столь любимой британцами) в фильме «Король говорит» (The King’s Speech, 2010) режиссер Томас Хупер пригласил именно ее.
Фильм основан на реальной истории короля Георга VI, которому пришлось преодолеть себя, чтобы обрести собственный голос. После смерти своего отца короля Георга V (Гэмбон) и скандального отречения короля Эдуарда VIII (Пирс), Альберт (Ферт), который страдает от изнурительного заикания всю свою жизнь, вдруг оказывается коронованным королем Англии Георгом VI. В стране накануне войны ощущается отчаянная потребность в сильном лидере, и жена короля, Элизабет (Бонем Картер), будущая королева-мать, организует для мужа встречу с эксцентричным логопедом (Джеффри Раш).
После непростого начала курса лечения, король и логопед начинают совместную работу и, в конечном итоге, ощущают неразрывную связь и становятся друзьями. При всей пышности дворцового протокола, это очень интимная человеческая история о преодолении себя и обстоятельств. Колин Ферт и Бонем Картер составили прекрасный актерский дуэт и были заслуженно обласканы прессой.
Никогда еще короля не изображали в столь душераздирающей манере. Частично это благодаря сценарию Сайдлера, который содержит две лучшие роли последнего времени, частично — заслуга великолепного режиссера Хупера. (Wall Street Journal)
Планы
Хелена Бонем Картер многократный лауреат премии BAFTA (2011), семикратная номинантка на премию «Золотой глобус» (1994, 1998, 1999, 2003, 2008, 2011, 2014), двукратная номинантка на премию «Оскар» (1998, 2011). С уверенностью можно сказать, что она не пропала и не затерялась в мире шоу-бизнеса без своего эксцентричного партнера Тима Бертона.
Хелена без устали появляется в телепроектах и работает актрисой по озвучанию, также она основала линию женского белья и одежды под крайне симпатичным названием Pantaloonies.
В свои 50 лет она вполне воплощает слова любимой героини — Алисы из Страны чудес, которая верила, что счастье все равно приходит только к тем, кто способен идти своим путем, даже если он кажется всем неправильным и безумным.