Брендан Глисон родился в Дублине. С детства много читал, в основном классическую литературу, уделяя большое внимание ирландским драматургам, особенно Сэмюэлю Бекетту. Это увлечение вылилось в дебют в школьной постановке “В ожидании Годо”, а также в углубленное изучение курса драматического искусства в колледже Святого Иосифа в Фэйрвью, где он занимался в театральном кружке.
Окончив колледж при Дублинском Университете, Брендан уехал в Лондон и поступил в Королевскую Академию драматического искусства. После выпуска из академии он стал работать в лондонских театрах, приобретя известность игрой в постановках по пьесам Чехова и Шекспира.
Вернувшись через некоторое время в Дублин, Брендан занялся преподаванием. В течение нескольких лет работал учителем средней школы ирландского и английского языков в ныне несуществующем католическом колледже Бэлкэмп в Северном графстве Дублина.
Одновременно с учительством играл в полупрофессиональных и профессиональных постановках в театрах Дублина.
О личной жизни актера известно немногое: он счастливо женат с 1982 года, имеет четырех сыновей с ирландскими именами Донал, Брин, Фергус и Рури. Двое из них — Донал и Брин — пошли по стопам отца. Донал сыграл Билла Уизли в фильме про Гарри Поттера, а к 2015 году снялся уже без малого в 30 картинах. Брин кино- и театральный актер, выступающий на подмостках дублинского театра Абби. Вся семья, кстати, свободно говорит по-ирландски, а Брендан всеми доступными способами активно пропагандирует использование родного языка.
В 1991 году Брендан Глисон оставил профессию учителя, чтобы начать работу актером на полную ставку — без отвлекающих моментов и привязок к расписанию учебного года.
В 35 лет жизнь только начинается
Глисон был участником Дублинского Шекспировского фестиваля и по совету тамошнего директора направился на лондонские театральные кастинги. Его прослушали в нескольких местах, и вскоре последовало приглашение в Стратфорд-на-Эйвоне, в Королевскую Шекспировскую труппу.
Будучи уже состоявшимся и известным театральным актером, в возрасте тридцати пяти лет Брендан Глисон, как в студенчестве, принялся ходить на кастинги. Это положило начало его весьма внушительной карьере в кино, где Глисон блестяще сыграл множество самых разных персонажей.
Глисон дебютировал в телефильме «Поле» (The Field, 1990). Потом было несколько небольших ролей в голливудских лентах, посвященных Ирландии, например, «Далеко и близко» (1992) и «На Запад» (1992). За яркий образ исторического ирландского героя Майкла Коллинза в телефильме «Договор» (1991), который был создан Глисоном с легкостью и изяществом, он получил премию Джейкобза.
В 1995 году Мел Гибсон пригласил Брендана Глисона участвовать в съемках своей эпической картины «Храброе сердце». Историческая сага заслужила пять Оскаров, и роль соратника легендарного шотландского воина стала настоящим прорывом для Глисона.
С этих пор он стал регулярно сниматься в крупных голливудских проектах — «Турбулентность» (1997), «Лейк-Плэсид» (1999), «Миссия невыполнима II» (2000)…
В 1997 году Брендан появился сразу в шести фильмах, а в 1999 году ему досталась главная роль в англо-ирландском фильме «Генерал» режиссера Джона Бурмена. Это подлинная история жизни дублинского уголовного авторитета, который совершил два дерзких ограбления, после чего им оказались недовольны полиция, ИРА, Ольстерские экстремисты и даже его собственная банда. За эту роль Глисон удостоился награды Бостонского общества кинокритиков.
Ирландская киномафия
Несмотря на то, что фильмография Глисона включает сотню работ, отдельно стоит отметить роли Брендана Глисона в фильмах братьев МакДона.
Англичане ирландского происхождения, эти замечательные режиссеры сделали из “Глисона — просто хорошего актера” Глисона — звезду и Глисона — национальное достояние Ирландии.
Театральный режиссер и драматург, Мартин МакДона начал свой путь в кино, задействовав Глисона в своих криминальных драмах “Шестизарядный” и “Залечь на дно в Брюгге”. Оба фильма стали событиями, получили кучу наград и вошли в историю кино.
А брат Мартина, Джон Майкл МакДона, пригласил Глисона на главные роли в фильмы “Голгофа” и “Однажды в Ирландии”, и тоже не прогадал.
Черный юмор ирландских парней: «Шестизарядник»
Первая работа Мартина МакДона получила Оскар в номинации «Лучший короткометражный игровой фильм», и решительно заявила о рождении нового Тарантино и звезды криминальных драм – ирландца Глисона. Обладая выразительной внешностью, яркой харизмой и особенным мягким шармом, Глисон легко завоевал своего зрителя.
«Six Shooter» («Полная обойма» или «Шестизарядник» в переводе на русский) рассказывает историю мистера Доннели (Брендан Глисон), который только что потерял любимую жену. Возвращаясь домой из больницы, он едет в поезде и оказывается свидетелем и непосредственным участником событий, которые подрывают его и без того шаткое психическое состояние.
Единственный выход для Доннели – самоубийство. Поезд, как метафора движения в никуда, ненавязчиво приводит к мыслям о смысле и бессмысленности жизни, пассажиры переживают каждый свою драму и каждый находит свой путь. Драматичность сюжета не мешает зрителю наслаждаться взрывоопасным юмором от первого до последнего кадра.
МакДона немного псих, как и Тарантино, но сходить с ними с ума – чистое удовольствие (Афиша)
Говорят, Фрейд считал ирландцев единственной нацией, не поддающейся психоанализу. Потому не углубляясь в анализ экзистенциального кризиса героев, просто заключим: дебютные сценарий, режиссура и исполнение главной роли оказались выше всяких похвал.
И великолепный дуэт МакДона – Глисон в следующей киноленте – “Залечь на дно в Брюгге” — превзошел все ожидания зрителей и критиков.
Сначала стреляй, потом – гуляй: «Залечь на дно в Брюгге»
В 2008 году Мартин МакДона снимает свой первый полный метр, и сразу попадает в разряд классиков. В его криминальной драме «Залечь на дно в Брюгге» Брендон Глисон блестяще сыграл в дуэте с Колином Фарреллом. И был номинирован за эту роль на «Золотой Глобус».
Сюжет кажется довольно простым. Под Рождество двое ирландских гангстеров, которые облажались с предыдущим делом, по приказу своего босса приезжают в тихий живописный бельгийский городок Брюгге, чтобы “залечь на дно” на пару недель.
Старший гангстер Кен (Глисон) наслаждается вынужденным отпуском, ходит по музеям и получает удовольствие от средневековой фламандской архитектуры и живописи, а младший Рэй (Фарелл) — «видал в гробу все эти красоты». Кен пытается расшевелить младшего товарища, но тот оживляется только при виде карликов, красоток и наркотиков.
Глисон чудо как обаятелен, как всегда очень убедителен и, кажется, уже полностью сжился со своим кино-амплуа: добродушный, полный сюрпризов, внешне неброский немолодой человек – надежный и мудрый наставник и спаситель, даром что киллер. И, главное, с ирландским чувством юмора.
Именно его чувство юмора, наложенное на диалоги, которые выписаны у МакДона не хуже, а может и лучше, чем у самого Тарантино, и придает неповторимый колорит почти абсурдистской нуарной комедии.
Впрочем, под конец фильм из комедии превращается в нешуточную драму, житие киллеров – не больше и не меньше. И тут уж полное раздолье актерскому мастерству Глисона – театрального актера.
Мартин МакДона перенес свои мрачные байки об ирландских бандитах со сцены на большой экран. Он заставляет людей задуматься о реальности насилия. Это более чем актуально, потому что он изображает вполне реальную картину современного мира. (The Guardian)
Он играет с шекспировской серьезностью историю грехов и воздаяний, преступлений и наказаний, взлетов и падений. Персональный ад у каждого свой, но, возможно в тишайшем Брюгге для профессиональных убийц все дороги сошлись в некоем общем чистилище.
Исполнение Глисона производит сильное впечатление; он переносит в кадр всю глубину своих переживаний, которые складываются в совершенно достоверную картину.
Крутой сценарий, великолепная актерская игра, смешно и зачастую очень трогательно. (USA Today)
Герои – двое гангстеров, тон фильма – чистый абсудрд. Но сделано все весьма остроумно, и берет за душу (Wall Street Journal)
«Верим!» – хором вскричали критики и жюри престижных киноконкурсов. Итог – длинный список наград и номинаций: BAFTA (номинация – лучший актер второго плана), British Independent Film Award и Golden Globe Award (номинации – лучший актер) и так далее.
Дальнейшее сотрудничество Глисона с братьями МакДона также сложилось весьма удачно. В 2011 году Джон Майкл МакДона завершил «Однажды в Ирландии, спустя несколько лет вышла его «Голгофа» с Глисоном в главной роли.
Сержант Бойл, последний из независимых: «Однажды в Ирландии» (2011)
The Guard — режиссерский дебют Джона Майкла МакДона, в русском варианте получивший название «Однажды в Ирландии», был одинаково тепло принят и публикой и критиками, и стал успешнейшим в финансовом отношении ирландским фильмом всех времен.
Режиссер МакДона и актер Глисон стали национальным достоянием Ирландии и любимцами публики далеко за пределами этой страны.
Сюжет о неподкупном рыцаре кочует из предания в предание, он знаком всем культурам, временам и материкам. Добрый воин-защитник бывал и самураем, и гвардейцем, и священником. На сей раз герой — ирландский полисмен, мастер неполиткорректных шуток и супер профессионал. Сержант Джерри Бойл (Глисон), “последний из независимых”, как он сам представляется.
Заботливый сын, пьяница как и все ирландцы, не чуждый плотских утех, он настоящий профи своего дела. Местечковая мафия пытается его заполучить любой ценой, однако, ни шантаж, ни подкуп не помогают – сержант один на один готов противостоять контрабанде наркотиков в своем городке.
Глисон бесподобен — искренний и живой, он играючи завоевывает внимание и симпатии зрителя с первой же шутки. Его харизма чем-то сродни обаянию Павла Луспекаева, и драматичный открытый финал подтверждает — точно, это же Верещагин из «Белого солнца пустыни»!
…новый фильм The Guard обогнал шедевр «Залечь на дно в Брюгге» младшего МакДона, и рискует стать самым значимым ирландский инди-кино. А его юмор также тёмен, как пинта доброго Гиннесса (The Guardian)
Ирландская Голгофа
Второй фильм Джона Майкла МакДона «Голгофа» — ода зеленой красоте Ирландии и гимн национальному характеру, со всеми его причудами. Люди в приходе отца Джеймса (Глисон) самые обычные грешники. Он слишком добр для этого мира, неподкупный и великодушный парень. МакДона сделал «фильм о хорошем священнике, где плохие все остальные».
Паства не различает церковь и ее служителя, и предъявляют отцу Джеймсу счета, по которым ему приходится заплатить. Некто на исповеди обещает убить его ровно через неделю за все грехи церкви, и дает священнику семь дней для приведения дел в порядок. Однако отец Джеймс продолжает нянчиться с заблудшими душами, которые являют примеры всех известных смертных грехов. Святой отец остроумно и доходчиво проповедует, оставаясь полностью бескорыстным. Он «слишком умен для своей паствы», которая не ценит и не понимает его: но ему хватает сил и веры, чтобы продолжать честно делать свое дело и, в конечном итоге, заслужить всеобщее признание и любовь.
Меня спрашивают — это ведь о семи смертных грехах? А на самом деле в фильме всё строится вокруг пяти стадий скорби, таких как отрицание, гнев, торг, принятие и надежда. Таковы пять движущих сил, пять стихий, пять составляющих человеческого горя. После того, как я определился со структурой, с этими пятью отправными точками, я был более или менее готов приступить к работе (МакДона).
Как и сержант Бойл, отец Джеймс в одиночку принимает неравный бой, заведомо обреченный на поражение. Не самоубийство ли это — вопрос открытый.
Зрители приняли «Голгофу» восторженно и пресса отозвалась о ней с не меньшей теплотой. Игра Брендана Глисона всех поразила: их сыгранный дуэт с Джоном Майклом великолепен. МакДона не скрывает, что пишет сценарии прицельно для Глисона, а тот, в свою очередь помогает ему с доработкой образа, интерпретацией сцен, конкретных диалогов и шуток.
Благодаря замечательному сценарию и виртуозной игре Брендана Глисона, «Голгофа» стала увлекательнейшим рассуждением о месте веры в современном мире, где столь велика тяга человека к вере как таковой, но институты религии и церкви сильно подкачали. Грехи, искупление, злоупотребление, покаяние — МакДона затрагивает действительно большие темы, но Глисон цементирует всё своим выверенным и неотразимым исполнением. (The Roger Ebert Interviews)
Несмотря на многократные заявления МакДоны о готовящемся фильме “трилогии” о прощении, скорби, одиночестве и ответственности, в новом проекте “Война со всеми” Глисона, кажется, не будет. Но, возможно, все еще переменится, и мы увидим третью часть трилогии.
Историческая криминальная драма
В 2000-е Брендан Глисон много снимается, жанр и формат фильмов при этом самый что ни на есть разнообразный — от исторического эпоса до современных драм и даже научной фантастики: в эпической «Трое» он появился в роли спартанского царя Менелая, а у Спилберга в «Искусственном интеллекте: AI» он играет уже в характерном для себя амплуа.
В 2002 году Глисона пригласил к себе Мартин Скорсезе: он сыграл Уолтера «Монаха» МакГинна в исторической бандитской саге «Банды Нью-Йорка, которая возвращает в те времена, когда Америка была молодой страной, и Нью-Йорк был поделен на сферы влияния банд.
После того как молодой Валлон увидел гибель своего отца во время крупной драки в Нью-Йорке, его увозят из города для его собственной безопасности. Несколько лет спустя, в 1863 году, он возвращается на место смерти отца. Нижний Манхэттен находится в ведении разных банд, наиболее мощной из которых является банда во главе с Биллом «Мясником» (Дэй-Льюис). Очень многое в городе находится в ведении этого человека. Он считает, что Америка должна принадлежать коренным американцам и выступает против волны иммигрантов, в основном ирландских. Молодой Валлон пытается выжить и отомстить за смерть своего отца.
Помимо того, что фильм представляет феноменальную картину жизни Нью-Йорка конца XIX века, и его по праву можно считать ожившим учебником истории США, в первую очередь “Банды Нью-Йорка” поражают блестящей и достоверной актерской игрой. Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис и Брендан Глисон составили отличную звездную команду, фильм был номинирован на десять Оскаров, имеет еще пятьдесят четыре различные кино-победы и семьдесят семь наград.
Кинокритики сочли фильм затянутым, как и все шедевры Скорсезе, и полным хаоса, однако «Банды Нью-Йорка» спасает блестящая актерская игра и впечатляющая сценография.
Фильм лучше всего передает подробности беззакония в городе с его 37 любительскими пожарными, соперничающими друг с другом, чтобы быть первыми на пожаре; и с вновь прибывшиими иммигрантами, которые становятся сразу гражданами и призывниками; а также с его смехотворными выборами («Конечно, сегодня такое не может произойти в Америке», язвит Скорсезе). А вообще, с Бренданом Глисоном, Лиамом Нисоном, Джимом Бродбентом и Дэвидом Хэммигсом – со всеми этими актерами с той стороны Атлантики, это довольно британский или даже ирландский Нью-Йорк (The Guardian).
Большая афера
Комедийный дар Глисона удалось реализовать в фильме Дона МакКелла «Большая афера».
Это уморительно смешная история о том, как жители захиревшей Ньюфаундлендской рыбацкой деревушки любой ценой убеждают молодого врача поселиться в захолустье. 125 душ, раньше рыбачили, сейчас живут в основном на пособие. Житель села Мюррей (Глисон) находит подходящего доктора (Китч), придумывает грандиозный план по соблазнению столичного врача – его надо убедить переехать в их деревню — и с помощью всех односельчан применяет хитрую тактику соблазнения. Нефтяная компания собирается начинать строительство в их районе, но одним из требований является наличие в селе своего врача. Молодому врачу пытаются угодить всеми возможными способами. Джаз, крикет, кулинарные изыски…сработает ли их план?
Глисон чудо как хорош в роли местного хитрюги и интригана. Его персонаж, как обычно, остроумен, за словом в карман не лезет и…жутко обаятелен и сексуален. Хоть и не на столичный манер. В «Большой афере» Глисону снова удалось продемонстрировать, как классно он играет на скрипке, будучи большим любителем ирландского фолка.
Вообще, у Брендана Глисона к 2015 году накопилось множество ролей — он поучаствовал в ста пяти фильмах, если быть точным. Среди них нельзя не упомянуть «Гарри Поттер и Кубок Огня», где актер исполнил роль профессора Аластора Грюма, появившись затем еще в двух лентах о Гарри Поттере. Он единственный из актеров, занятых в этих легендарных экранизациях сказки, кто когда-то на самом деле был учителем и по-настоящему преподавал!
Суфражистка
Одна из последних картин, где занят Бреднан Глисон – историческая драма режиссера Сары Гаврон «Суфражистка (2015). Фильм об истории британских суфражисток, основоположниц раннего феминистского движения, женщин, которые были вынуждены уйти в подполье, чтобы вести опасную игру в кошки-мышки с жестоким государством.
Эти женщины не имели благородного происхождения и образования, они простые работяги. Им абсолютно ясно: мирным протестом они ничего не добьются. Радикализация и обращение к насильственным методам – вот их единственный путь к изменениям. Они были готовы потерять все в своей борьбе за равенство — рабочие места, дом, детей и свои жизни. Мод – одна из них.
История ее борьбы душераздирающая и одновременно вдохновляющая. Глисон исполнил роль инспектора Артура Стида, и как всегда, справился блестяще. Поворотный момент фильма происходит, когда инспектор полиции Стид берет на поруки бурно протестующих храбрых дам.
Критики были благосклонны к Глисону, но в целом к фильму отнеслись довольно настороженно.
В фильме затронут интересный момент — как отличить героя от террориста. Хотя «Суфражистка» не о об этом, скорее речь идет о создании мифа об одиозных событиях начала ХХ века, мифа, призванного очеловечить движение за избирательные права женщин. Хороший вопрос — почему это не биография, например, Эмили Уилдинг Дэвисон. Возможно, ее жизнь и жертвы не достаточно сексуальны? «Суфражистка» — это открытка для обывателя, главная задача которой — протащить Маллиган на Оскар и выжать зрительские слезы самым дешевым способом (Film Freak Central Review)
Планы
В самом начале кинокарьеры Глисона один голливудский агент сообщил ирландскому актеру, что тот никогда не станет звездой, потому что он слишком толстый, слишком старый, и не выглядит достаточно привлекательным. Наверняка незадачливый агент давно искусал себе все локти.
Ведь сегодня этот действительно не слишком юный и совсем не красивый ирландский парень пользуется заслуженным признанием в качестве одного из величайших характерных актеров нашего времени и регулярно получает ведущие роли в фильмах, которые становятся культовыми.
Глисон по-прежнему театральный актер, и будучи знатоком системы Станиславского, всегда доносит до зрителя всю глубину своего сценического присутствия, раскрывая характер героя в развитии.
Помимо актерской карьеры Глисон готовит свой режиссерский дебют в экранизации романа О’Брайена “At Swim-Two-Birds”. Ирландская компания Parallel Pictures собирается продюсировать этот фильм с бюджетом в $ 11 млн. Колин Фаррелл, Гэбриел Бирн, и Киллиан Мерфи выразили согласие участвовать в съемках, первоначально запланированных на 2010 год. В июле 2011 года Глисон подтверждал, что он обеспечил финансирование. Остается только ждать, каким окажется результат.