Дэниел Дэй-Льюис сегодня считается одним из самых влиятельных людей в кино, самым желанным актером, с которым, при этом, невозможно работать…
Это первый британский исполнитель с тремя Оскарами и единственный артист, получивший все награды за исполнение главных ролей. Он — легенда, европейский Де Ниро с обликом утонченного аристократа. Будучи приверженцем школы Станиславского, он играет крайне редко, остальное время предпочитая посвящать настоящему ремеслу — сапожному и плотницкому делу… В 2014 году он получил рыцарство “за заслуги в области драмы” из рук ее величества королевы Елизаветы II, войдя в число почетных сэров Британской империи.
Мне нравится уделять много времени вещам, и я верю, что время, проведенное вдали от работы, позволяет мне делать эту работу. Если вы живете от одного фильма или театральной постановки до другой, я сомневаюсь в том, что вас, как человека, на что-то хватает…
Начало
Одной из великих привилегий того, что я вырос в семье английского среднего класса, но ходил в школу в Южном Лондоне, было то, что я был наполовину уличным хулиганом, наполовину пай-мальчиком дома. Я знал, что такая дихотомия возможна. Англия помешана на том, откуда ты родом, и все указывают тебе на твое место, не важно — помойка ли это, или гостиная.
Так, слоняясь по улицам, Дэниел впервые попал в поле зрения настоящего режиссера и в объектив камеры в 1971 году, когда сыграл вандала в массовке фильма “Воскресенье, кровавое Воскресенье”. Он получил 2 фунта за то, что в экстазе крушил машины и витрины магазинов. Что и говорить, актерство в таком виде ему более чем понравилось.
Настолько, что он вскоре обнаружил себя в юношеской школе драматического искусства в Лондоне, а затем и в театральной школе Олд Вика в Бристоле:
В течение нескольких лет в школе я пытался играть роли, которые мне навязывали, но это становилось все менее интересным. Даже сейчас, когда я иногда подумываю о том, чтобы выйти на сцену, я думаю о репетициях и людях, которые постоянно снуют вокруг, держат свои чашки с кофе, потому что нервничают. Это все очень трогательно, но вгоняет меня в клаустрофобию. Слишком много разговоров. Я не репетирую в кино… В проговаривании характера вы даете ему определение. Когда вы даете ему определение, вы убиваете его
Как и любой другой успешный британский актер, Дэй-Льюис начинал на сцене — и добился многого. В юношеских ролях он снискал славу начинающего и многообещающего актера. Вот только сам Дэниел совершенно не собирался оставаться на лондонской сцене и — как только выпала такая возможность — довольно быстро ушел с подмостков в кино.
Моя прекрасная прачечная
Я полагаю, у меня высокоразвитая способность к самообману, так что для меня не проблема поверить в то, что я кто-то другой.
В 1985 году Дэй-Льюис появился сразу в двух кинокартинах — ”Моя прекрасная прачечная” и “Комната с видом”, — каждая из которых наметила будущие основные “группы” образов, сыгранных актером: аристократов и утонченных натур в костюмированных исторических драмах и маргиналов, работяг и “настоящих” парней.
“Моя прекрасная прачечная” Стивена Фрирза стала первым по сути самостоятельным художественным проектом, вышедшим в национальный прокат, рассказывающая о жизни пакистанских иммигрантов и англичан во время последнего срока премьерства Маргарет Тэтчер. Дэй-Льюис сыграл Джонни, любовника-кокни главного героя, пакистанца Омара, молодого повесы, который пытается открыть собственный бизнес в Лондоне.
От критиков и зрителей фильм премного получил за свое название, которое обещает скорее незатейливую оперетту вместо довольно язвительного рассуждения на остросоциальные темы. Нельзя также сказать, что у этой истории есть строгий сюжет — скорее, это сборник сцен или зарисовок на тему жизни примерно десятка героев, многие из которых образы скорее собирательные, нежели конкретные.
Этот фильм… грубая, мудрая и живая социальная комедия о пакистанских иммигрантах в Лондоне — о наивном двадцатилетнем Омаре и его предприимчивых родственниках. Однако самыми восхитительными и наиболее правдивыми персонажами оказываются англичане — Джонни, молодой человек невероятного терпения и преданности — качества, которые сообщает своему герою Дэниел Льюис, исполняя роль одновременно с невероятной техничностью и эмоциональностью (New York Times)
Фильм изначально снимался как телемуви, однако позже был пущен в прокат и собрал большое количество положительных откликов: он получил две номинации BAFTA, его подали от Великобритании на премию Оскар за лучший сценарий (1986), тем самым открыв перед Стивеном Фрирзом и его молодой звездой Дэниелом Дэй-Льюисом двери в мировой кинематограф.
Невыносимая легкость бытия
В 1987 году Филип Кауфман приступил к экранизации романа чешского писателя Милана Кундеры “Невыносимая легкость бытия”. На главную роль Томаша Кауфман пригласил Дэй-Льюиса. Его визави на площадке стала молодая Жюльет Бинош.
Фильм рассказывает о трагической жизни молодой пары — преуспевающего чешского врача и его жены, которые теряют все во время “холодной весны” 1968 года, когда советские войска оккупировали Прагу.
Сценарий драмы был сильно переработан по отношению к оригиналу, и первоначально Дэй-Льюис отказался от участия в фильме, так как нашел, что его герой был слишком уж идеальным. Когда его сделали чуть большим подлецом, Льюис согласился.
Впрочем, о съемках он вспоминал как о чем-то очень сложном и был крайне недоволен результатом.
Я себя чувствовал потерянным в море. Я был чрезвычайно недоволен большую часть времени. Я полагаю, я чувствовал, что совершил ошибку, согласившись играть в этом фильме, хотя я стал его частью — и все страстно хотели завершить картину…
Такая низкая оценка себя и постоянное недовольство своей работой станут отличительной особенностью Дэниела Дэй-Льюиса, равно как и то, что с первого раза он соглашался сниматься в проектах разве что Джима Шеридана — ирландского режиссера, снявшего с участием Дэниела три картины (что само по себе уникально) “Моя левая нога”, “Во имя отца”, “Боксер”.
Ирландский период
Я начинаю с тайны. Иными словами, я заинтригован жизнью, которая очень сильно отлична от моей собственной. И мне любопытно открывать эту жизнь и меняться местами со своими героями… на чуть-чуть
Дэй-Льюис заинтересовался работой в дебютном проекте ирландского режиссера Джима Шеридана “Моя левая нога” о больном церебральным параличом, когда прочитал описание первой сцены в сценарии, рассказывающей о том, как главный герой включает проигрыватель и ставит пластинку левой ногой.
Я понимал, что это невозможно. И это меня заинтриговало
“Моя левая нога” — экранизация автобиографии Кристи Брауна, ирландского художника и писателя, который, будучи почти полностью парализованным, писал картины левой ногой. Выросший в бедной ирландской семье, Браун был изгоем — из-за недуга и физической неполноценности, однако же благодаря поддержке матери он смог управлять своим телом настолько, чтобы использовать шанс стать настоящим героем.
Это был человек, которого сложно забыть. Маленький, сгорбленный, бородатый и неопрятный, он смог, несмотря на позднее начало, вырасти в настоящего поэта, романиста, художника, лирического хроникера собственной жизни. Как и многие гении, он был совсем не легким в обычной жизни — и фильм показывает это отлично начиная с первого же эпизода (Chicago Sun-Times)
Многие сцены писались через зеркало и Дэй-Льюису приходилось использовать для съемок правую ногу. Он провел огромное количество времени, готовясь к роли. В частности, посещал школу Кристи Брауна в Дублине, куда вернулся в 1989 году со своим первым Оскаром — ведь именно за эту роль Дэй-Льюис получил одну из самых престижных мировых кинонаград. До самого конца съемочного периода актер не вылезал из коляски и жил жизнью героя — так и именно так отныне Дэниел будет прорабатывать своих персонажей, чтобы ни у кого (и в первую очередь, у себя) не оставлять сомнений в том, что он не изображает, но выражает на экране свой образ.
Дэй-Льюис не только присвоил физическое состояние своего героя, ежеминутную борьбу с почти полным параличом, он смог показать болезненный генезис художественного характера, от сдерживаемой ярости, которая вот-вот взорвет его череп, до счастливых всплесков смеха и остроумных замечаний — большинство из которых нецензурно (Washington Post)
До сих пор исполнение роли Кристи Брауна входит в топ-100 лучших сыгранных ролей всех времен и народов (находится на 11 месте) по версии журнала “Премьер” (2006). А сам режиссерский дебют был удостоен номинации на Оскара как “лучшая картина”.
“Моя левая нога” — великий фильм по многим причинам, но самая главная из них — он дает нам полное изображение жизни одного человека. Это не вдохновляющее кино, хотя и вдохновляет. И не кино, которое призвано вызвать сопереживание — хотя вызывает. Это история об упрямом, сложном, отмеченном богом и одаренном человеке в тяжелой ситуации, из которой он выходит блестящим победителем, оставившим нам несколько хороших книг, хороших картин и память о своем мужестве. (Chicago Sun-Times)
Следующей совместной с Шериданом работой стал фильм “Во имя отца” — снова ирландская тема зазвучала во всю силу.
На этот раз Дэниел Дэй-Льюис сыграл ирландского парня, который после неудачного погрома в рядах ИРА убегает из дома в Лондон в поисках «наркотиков и свободы», где обитает в сквоте. Будучи вороватым и нечистым на руку, Джерри крадет у своих соседей 700 фунтов — и его оговаривают в организации террористического акта. Когда он возвращается домой в Ирландию, его уже ждет полиция, готовая арестовать на долгие 15 лет… Джерри проводит их в тюрьме в камере вместе с собственным отцом, переживая страшнейшие унижения, лишения и пытки.
Несправедливый приговор всегда был хорошей темой для эмоционально захватывающей драмы, таковым и является кино «Во имя отца». Обладатели Оскара по фильму «Моя левая нога» режиссер-сценарист Шеридан и его звезда Дэниел Дэй-Льюис преуспели в рассказе истории Джерри Конлона, имевшей реальные корни… Это не то кино, которое обычно ожидаешь посмотреть на Рождество: политизированное, взрывное, странное, воинственное и далекое от гармонии. (Variety)
Партнером Льюиса по камере стал Пит Постлетуэйт, сыгравший отца. Их дуэт стал ошеломительно правдивым и острым изображением жизни, скрытой от глаз большинства.
Картина достигает высочайшей точки эмоций в ярких и очень личных сценах между Дэй-Льюисом и Постлетуэйтом, раскрывая рост Джерри перед лицом глубочайшего отчаянья и фрустраций и обнажая качества Джузеппе, не ожидаемые от его характера. Оба актера демонстрируют высочайший класс (Variety)
По мере взросления герой Льюиса из безграмотного уличного хулигана превращается в борца за свободу: он находит истинных виновных, убеждает адвоката не бросать дело и во имя не вынесшего тюремного заключения отца выходит победителем…
«Во имя отца» стал вторым фильмом Дэй-Льюиса, который был номинирован на Оскара. Однако же актер проиграл Тому Хэнксу и его «Филадельфии» (1993), — проекту, в котором, кстати, первоначально планировал сыграть Дэниел Дэй-Льюис.
Завершая ирландскую тему, Дэй-Льюис в 1996 году снялся в последнем их совместном с Шериданом фильме «Боксер», посвященном также реальному историческому персонажу.
Я хотел понять, понравится ли мне спорт, — потому что если нет, я не смог бы рассказать эту историю. По свое сути бокс — чистое искусство. Он требует самоотверженности, искренности, веры в себя даже после полного поражения. Это своего рода испытание. И оно непростое: даже тренировки сами по себе способны убить…
Дэниел Дэй-Льюис тренировался 3 года, готовясь к этой роли. Именно столько потребовалось актеру, чтобы превратиться в бывшего профессионального боксера Флинна, вышедшего из тюрьмы и решившего основать боксерский клуб для подростков в своем родном городе. В фильме снова одной из главных тем становится тема взаимодействия ИРА и бывших ее членов, которые желают мира и процветания стране, погрязшей в гражданской междоусобице.
Впрочем, если в предыдущем фильме герой Дэниела куда более политизирован, в «Боксере» главной темой становится любовь — Льюис впервые после долгого перерыва играет в первую очередь возлюбленного, и только потом активиста и гражданина.
Что-то похожее он попытался изобразить у Мартина Скорсезе в фильме 1993 года «Эпоха невинности», костюмированной экранизации романа Эдит Уортон, где актер сыграл роль амбициозного аристократа-юриста, попавшего в щекотливое положение чужого адюльтера.
Его партнершами по сцене стали Мишель Пфайффер, тогдашняя звезда Голливуда, и молодая Вайнона Райдер, с которой Дэй-Льюис сыграл годом ранее в адаптации пьесы Артура Миллера.
Пышная, яркая, очень театральная картина выбивается из всего того, что делал до и после нее Скорсезе — она и впрямь рассказывает об эпохе невинности, когда леди и джентльмен могли на протяжении нескольких лет быть влюбленными, но так и не разрешить себе отдаться страсти и стать счастливыми.
В течение долгих лет моей целью была работа, которая абсолютно захватывала меня, независимо от последствий. Но я переживал сильно, как переживает молодой человек, куда же такие вещи могут меня завести. Поскольку предполагалось, что я прежде всего строю карьеру. Но часть меня отказывалась в этом участвовать. И слава богу, что я понял это раньше, чем стал совершенно седым от переживаний.
Творческий метод Дэй-Льюиса требовал все чаще полного погружения в материал, что, в свою очередь, определяло и качество игры, зачастую оцениваемое как превосходное, и время, необходимое актеру для восстановления между ролями.
Мой способ работы связан с моим ощущением непрерывности процесса. Работа выходит за рамки съемок. Это связано с ощущением радости, которое возникает в процессе работы, воображения, воссоздания иного мира, в который верят другие люди, потому, что вы верите в это сами… После этого кажется сумасшедшим выходить из созданного мира — ведь вы вложили столько усилий, чтобы его создать. И мне и не хочется выходить из образа, потому что мне нравится быть в нем.
Банды Нью-Йорка
Очередной проект Скорсезе застал Дэй-Льюиса в Италии. Там актер занимался сапожным делом, когда к нему прибыла делегация в лице Вайнстайна, Скорсезе и ДиКаприо, которые жаждали убедить Дэниела сыграть главного героя в новом историческом фильме Мартина Скорсезе «Банды Нью-Йорка». Это история Нью-Йорка времен Гражданской войны, аллегория становления Америки из грязи и крови. Натуралистичность и агрессивная “поэзия улиц” всегда были сильной стороной Скорсезе, а в “Бандах Нью-Йорка” заиграли новыми красками, так что многие критики вынуждены были признать “излишний реализм” и даже “неоправданную жестокость” эпической картины.
Но для Мартина жестокость всегда была лишь способом донести гуманную идею до массового зрителя. Замысел возник у Скорсезе еще в 1970-е, в период его работы над “Бешеным быком” и “Славными парнями”, но масштабность реализации требовала больших затрат. Поэтому Скорсезе почти на 30 лет отложил работу над фильмом. При этом Скорсезе стоило огромных усилий уговорить Дэниела Дэй-Льюиса принять участие в фильме. Второй главный герой, Леонардо Ди Каприо, с радостью откликнулся на предложение режиссера работать вместе.
О том, как Леонардо удалось выманить отдыхавшего после съемок у Шеридана Дэниела Дэй-Льюиса из его укрытия во Флоренции, история умалчивает. Однако же доподлинно известно, что по своему обыкновению, Дэй-Льюис счел возможным отказаться от предложенной ему роли.
Этот ритуал отныне актер будет повторять со всеми режиссерами, которые будут настолько отчаявшимися, что решат работать с ним, невзирая на его репутацию перфекциониста. Впрочем, сам Дэй-Льюис говорил, что работать со Скорсезе для него — привилегия:
Мартину не пришлось меня ни в чем убеждать. Я могу сказать только, что я бы желал своим коллегам работать с ним хотя бы раз в жизни. Если же вам повезет дважды, это привилегия, которую вы не ждете, но от которой вы не можете отказаться…
Согласно своей методике, Дэниел Дэй-Льюис очень тщательно готовился к работе над “Бандами Нью-Йорка”, изучая исторические источники, а также осваивая новую профессию своего героя — ирландца-мясника. В процессе съемок он заболел, но отказался лечиться или носить неподобающий историческому периоду теплый костюм. Только насильственное вмешательство медиков заставило Льюиса принять антибиотики и предотвратить развитие пневмонии. Наконец, чтобы доходить до нужного градуса жестокости, Дэй-Льюис слушал каждый день Эминема.
В итоге как главарь одной из группировок, Дэй-Льюис в роли Билла неподражаемо жесток и бесчеловечен, одновременно величествен и жалок, низок и силен. Их дуэт с Ди Каприо наполнен высочайшим психологическим напряжением, а почти что макбетовскую трактовку роли отмечали многие критики:
Каждый герой сложен, но никто не сравнится с Биллом. Он почти что Шекспировский персонаж (Charlotte Observer)
Это был невероятный успех. И хотя Скорсезе, как обычно, Оскар обошел стороной, его главный актер был номинирован на Оскара в категории “лучшая мужская роль”. Но эта награда (одна среди многих-многих других) никак не повлияла на стремление Дэй-Льюиса работать как можно меньше: слишком уж тяжело стало для него выходить из образа. Частота появления в фильмах с начала 2000-го года не увеличилась
Ничего не случилось во время работы над “Бандами Нью-Йорка” такого, что заставило бы меня подумать о том, чтобы сниматься чаще…
Тем не менее ровно через 5 лет Льюиса можно было снова увидеть на экране. На этот раз в фильме Пола Томаса Андерсона “Нефть” (“И будет кровь”).
Нефть
В этом всем кроется ужасная грусть. Последний день съемок сюрреалистичен. Ваш разум, ваше тело, ваш дух совершенно не готовы принять завершение этого опыта… Месяцами после окончания съемок вы чувствуете глубочайшую пустоту. Вы так много времени посвятили тому, чтобы, пусть даже и бессознательно, раскрепостить себя, пережить духовное потрясение, что ни одна частица вас не готова выйти из образа. Чувство утраты таково, что оно может длиться годами, прежде чем вы придете в себя.
В 2007 году Дэниел Дэй-Льюис пришел в себя и принял приглашение Пола Томаса Андерсона сыграть роль Дэниела Плейнвью в новом фильме “Нефть”: актер был большим поклонником режиссера, и если бы он не стал участвовать в новом проекте, то Андерсон даже не стал бы снимать ленту.
Фильм основан на романе 1927 года “Нефть”, но пересказывает только самое начало событий книги. Сценарист и режиссер, Андерсон переработал значительно материал, чтобы получилась эпическая и при этом очень интимная картина о становлении нефтяного бизнеса в Америке, своего рода “черной лихорадке” конца 19 века. В центре повествования — нефтяной магнат Дэниел Плейнвью, герой Льюиса, его жизнь, его убеждения, его грехи, его падение…
Сценарий фильма оставил меня в замешательстве. Для меня это всегда знак. Если вы остаетесь в состоянии замешательства после пьесы, это значит, что вы смотрите на историю изнутри. Вы уже делаете шаг навстречу. Когда я к чему-то обращаюсь, я оставляю за собой право притормозить и спросить себя: а действительно ли я могу сыграть эту историю так, как она должна быть сыграна? Если я не вижу в себе сил, я отказываюсь.
На протяжении всей картины взгляд буквально прикован к Дэй-Льюису. Он действительно смог внести в эту историю всего себя, прожив ее:
Это сложно назвать “игрой” — настолько живым является Дэниел на экране, со всей его яростью, ненавистью, одержимостью, неверием, которые он буквально излучает ( Entertainment Weekly)
Чтобы достичь большей убедительности, Дэниел изучал записи голосов людей 1920-х годов — его голос изменен до неузнаваемости. Он не просто копирует интонации, вкрадчивые, властные, требовательные и отчаянные — он и есть тот самый тиран, хищник, зверь в людском обличье, которым по сюжету является Плейнвью.
Игра Дэниела Дэй-Льюиса не просто игра года — будет несправедливо не дать ему Оскара — это творение невероятного масштаба (Wall Street Journal)
Словно услышав критиков, киноакадемики не долго думали, назвав Дэниела Дэй-Льюиса победителем в номинации за лучшую мужскую роль. Это был второй Оскар в карьере актера. Ну а “Нефть” и сегодня считается одним из лучших фильмов Пола Андерсона, да и десятилетия в целом: многие критики оценили его как шедевр американского кинематографа современности, сопоставив с классическими лентами Голливуда.
Захватывающая и искусная сказка, которая впивается зрителю в горло с самого своего молчаливого начала и никуда не отпускает (USA Today)
Линкольн
Дэниел Дэй-Льюис стал первым в истории кино актером, получившим Оскара за роль у Стивена Спилберга — прежде этой награды не удостаивался ни один из его актеров. И первым, получившим трех Оскаров за исполнение главной роли.
Причем изначально Дэниел по своему обыкновению отказался от участия в «Линкольне» — сославшись на то, что он — англичанин — не видит в себе сил сыграть иконическую для всей Америки фигуру.
И опять на сцене появился Леонардо ДиКаприо, который, как и 10 лет назад, смог найти слова убеждения и склонить Дэй-Льюиса к участию в самом грандиозном проекте десятилетия. Так долго и скрупулезно Спилберг работал над сценарием, столько деталей и фактов учел и пересмотрел, что отказываться быть частью этого великого замысла было слишком даже для Льюиса.
Мне казалось это очень плохой идеей. Но к тому времени уже было поздно что-то менять. Я уже попал в орбиту Линкольна. А у него очень сильное притяжение, что забавно, ведь мы относимся к нему с такой почтительной отчужденностью. Он был мифологизирован почти до уровня божества. Но когда вы начинаете приближаться к нему, он вдруг становится открытым и доступным. Таким, каким был в жизни.
И снова в подготовке к роли Дэй-Льюис искал множество артефактов, которые могли бы приблизить его к пониманию Линкольна, «отца нации». В ход шло все: рукописи, слова очевидцев, документы, письма, дневники, фотографии…
Я смотрел на них так, как порой мы смотрим в свое отражение в зеркале и удивляемся, неужели это мы отражаемся там…
Актер позже признавался, что был поглощен масштабами личности Эйба, простотой, звенящей чистотой и глубиной его характера. И образ ответил ему взаимностью:
Смотреть на Дэй-Льюиса в этой роли не просто шокирующе. Потому что перед нами Линкольн. Не нужна машина времени. Потому что это он и есть (San Francisco Chronicle)
Это фильм Дэй-Льюиса от и до, и с медитативной внутренней сталью своего героя он умудряется сделать удивительную вещь — он находит тот тип героизма, который противоречит всем обычным эффектным жестам кино подобного уровня (Movieline)
Фильм вышел на экраны в 2012 году и сразу же был включен в списки 10 лучших картин года — почти десять лет работы Спилберга и его команды не прошли даром. Кропотливо воссозданный мир зарождающейся американской независимости, американской свободы, открывающей безграничные возможности перед обитателями этой страны — именно этим отличается “Линкольн” от всех ему подобных исторических кинолент.
Я скучаю по Аврааму. Очень. Я скучаю по чистоте его характера… В “Линкольне” мы постарались показать чувство огромных возможностей, открывающихся в демократической стране. Мы создали мир, который я не хочу покидать…