Как и «Боец«, номинированный на Оскара как лучший фильм 2011 года, «Мой парень псих» снят подчеркнуто «реалистично» — так снимают на домашнюю камеру семейные праздники и торжества. А поскольку вся история крутится вокруг одного Пэта, его семьи и его проблем, именно так Расселл создает нетрагедийную атмосферу обыденности, жизни средних американцев, какая она есть.
При этом режиссер умело расставляет акценты и добивается пристального внимания зрителей к происходящему на экране, вызывая живейший интерес по нескольким причинам.
Первая из них — актерский состав. Конечно, это не заоблачный продукт Dreamworks или Paramount с Хэнксом, Берри, Уишоу и Сарандон на три с лишним часа эфирного времени в ожидании своего Оскара, но Дженнифер Лоуренс, а также Роберт Де Ниро и Брэдли Купер (которые, кстати, сыграли уже свой второй совместный фильм) чудо как искренни, правдивы и хороши.
Начну с Купера: на его месте должен был оказаться любимый Расселлом Марк Уолберг. Однако хорошо, что не оказался. После «Третий лишний» Уолберг бы смотрелся здесь неправдоподобно. А вот Брэдли Купер абсолютно на месте: он играет 30-летнего вышедшего из психушки парня, который пытается «найти свой лучик надежды» и жить как нормальный. Купер напоминает здесь молодого Райфа Файнса, известного своими драматическими талантами актера, способного кого хочешь убедить в неуравновешенности и психанутости.
Пару Куперу составляет Дженнифер Лоуренс. Созданная ею героиня отлично вписывается в галерею образов от Минелли в «Кабаре» до Джоли в «Джиа», и отлично смотрится в окружении Купера и Де Ниро. Про последнего можно сказать, что он добавляет фильму душевности и пронзительности. Видимо, это свойство Де Ниро «на века»: но плох тот режиссер, который не может воспользоваться этим сокровищем.
Второе — сюжет. Расселл словно иронизирует над сценариями большинства голливудских ромкомов: зачем выдумывать нелепые ситуации, если материал буквально окружает нас? В центре незамысловатой истории «Сборника лучиков надежды» — намерение не вполне пришедшего в себя молодого человека с психическими расстройствами вернуть своей жизни смысл. Когда-то он был любимым мужем, однако случайно открытая измена полностью перевернула его мир.
Съехав с катушек, вместо срока в тюрьме он отбывает срок в психиатрической лечебнице. В качестве терапии он окружает себя «позитивом» и «лучиками надежды»: ведь именно такая стратегия, по мысли его психотерапевтов, поможет ему обрести необходимую почву под ногами. Сам же Пэт искренне надеется на то, что с почвой под ногами к нему придет и временно потерянная супруга, а также работа и друзья. Освобождение на поруки матери с отцом — первый шаг к осуществлению мечты.
То, как дальше развиваются события, и делает фильм достойным просмотра: диалоги персонажей, тщательность в прорисовке образов, даже второстепенных, строгая и очень продуманная режиссура в духе «бытописателей» 1980-х — все это приковывает к себе и держит в напряжении, которому могли бы позавидовать даже самые остросюжетные детективы.