Третий фильм Бена Аффлека (наконец-то удостоенный премии Американской киноакадемии как лучшая картина года) представляет собой добротно скроенное, как коричневый твидовый двубортный пиджак, воспоминание о былых подвигах американских спецслужб.
Он и выполнен как стилизация под кинофильмы 1970-х годов. Недаром Бен Аффлек использовал целый арсенал визуальных средств, чтобы «Арго» был максимально аутентичным. Не казался, а был.
Действительно, местами картина напоминает известные шедевры конца 1970-х годов. Взять, к примеру, «Вся президентская рать» и «Убийство китайского букмекера», которые были использованы режиссером для постановки сцен в офисе и на улицах американского города.
С особой точностью подобраны костюмы персонажей. Широкие оправы и массивные воротники, крупные узлы на галстуках, необычные цвета жакетов и жилетов, удлиненные силуэты, как и специальные кинематографические приемы (растягивание кадра, зернистость пленки, теплые фильтры, крупные планы и плавающие движения камеры), создают особую атмосферу «воспоминаний» и иллюзию зрительского эмоционального, если не физического, присутствия внутри картины.
Но при всей «жизненности» и «натуральности», «Арго» — картина в высшей степени искусственная. Фильм делится на две части: от шпионской драмы в нем — молчаливый главный герой, острый сюжет и нарастающее напряжение. Есть и комедийно-буффонадное начало, которое лишь подчеркивается нарочито драматизированными диалогами «настоящих» героев и по-театральному тщательно выстроенными сценами в кадре.
Ближний Восток источает опасность и заставляет нас вместе с героями-пленниками считать секунды. Старый Голливуд, пришедший на помощь в виде плутоватого Гудмена и очаровательного Аркина, напоминает, что жизнь — театр… И важно, какой выбрать сценарий и как сыграть свою роль.
Видимо, с ними связано и ощущение уюта, которым картина буквально пропитана, вопреки неимоверному напряжению, в котором мы остаемся до самого конца картины. И именно дуализм уюта и неподдельной тревоги ставит «Арго» в один ряд с выдающимися картинами, сделанных в стиле саспенс.