Страна: Франция, Бельгия
Год: 2011
Режиссер: Мишель Хазанавичус
Актеры: Жан Дюжарден, Беренис Бежо, Джон Гудмен
Жанр: драма, мелодрама, немое кино
Несказанное удовольствие
Фильм 2011 года Мишеля Хазанавичуса «Артист» — редчайший пример того, как экспериментальное кино, снятое с расчетом на истинных ценителей кинематографа, может стать приятным сюрпризом и для массового зрителя. Начав свое триумфальное шествие по красным дорожкам всех ведомых и неведомых кинофестивалей, он уже собрал премии — от приза зрительских симпатий в Сан-Себастьяне до лучшей ленты по версии Британской киноакадемии, Золотого глобуса и Оскара.
Так чем же «Артист» Хазанавичуса покоряет академиков и дилетантов? Почему Дюжардену, снявшемуся до «Артиста» в нескольких вполне себе заурядных французских комедиях, вдруг выпадает счастье в виде трех престижнейших наград, за которые борются, например, такие монстры Голливуда, как Брэд Питт или Джордж Клуни?
Цвет
В эпоху цифровых технологий черно-белое кино выглядит крайне … богато. Богато, потому что дает возможность снять выпукло то, что утопает в цвете. Богато, потому что искусственно. Богато, потому что приученный к разноцветным картинкам глаз уставшего зрителя начинает работать в вынужденном монохромном режиме. И подмечает детали, которые скрываются обычно за спецэффектами и графическим дизайном High Digital. Богато, наконец, и потому, что позволяет работать режиссеру и актеру крупными мазками, шарж и вычурность не кажутся здесь безвкусицей, а напротив, притягивают и удивляют.
Звук
Для своего эксперимента Хазанавичус выбрал не просто черно-белое кино, он выбрал немое кино — в «Артисте» сказано всего несколько слов в финале, да и они никак не влияют на общий сюжет картины, а являются своего рода послесловием. Возврат к бессловесному неожиданно придал фильму свой собственный и уникальный голос. Акцент с интонаций актеров и шума, который давно неразрывно связан с картинкой, перемещается на действие как таковое.
Крупные планы Дюжардена и Бежо, намеренное «кривляние» перед камерой, позирование, которое обусловлено законами жанра (чтобы зритель мог правильно прочитать изображаемые эмоции героев) — все это сопровождается удивительной музыкой Людовика Бурсе. И в этой двойной стилизации (манерности жестов артистов и музыки 1920-30 годов) рождается до боли знакомый романтический сюжет.
Сюжет
Сюжет «Артиста» ничем не отличается от миллиона снятых до него немых и звуковых фильмов: он абсолютно не оригинален, избит, банален и тем самым совершенен.
Немое кино диктует свои правила — и Хазанавичус, не мудрствуя лукаво, выбирает то, что можно изобразить, в первую очередь, красиво. Коварство и любовь, неминуемые страдания, печаль потерь, почти что гибель и возрождение сменяют друг друга на глазах у изумленной публики.
Мишель Хазанавичус создал свой фильм по старым добрым законам. И оказался только в выигрыше. Потому как мода на сильные эмоции под хорошую музыку будет всегда, как и бессменный тренд Голливуда — неизменный поцелуй перед известной всему миру надписью