Представитель испанской кинематографической династии в четвертом поколении, Хавьер Анхель Энсинас Бардем является первым испанским актером, который получил три номинации на премию Оскар и BAFTA, пять — на Золотой глобус, награжден призами Каннского и Венецианского фестивалей, не считая десятка премий Гойя…
Будучи с детства вовлеченным в мир кинематографа, он поначалу выбрал себе путь художника: обучался в мадридской школе изящных искусств, пробовал себя в разных областях изобразительного и прикладного творчества, однако в 20 лет пошел по стопам матери и бабушки — и начал сниматься в кино.
Внешность актера поначалу диктовала свои условия: брутальность в сочетании с эффектной киношной внешностью позволяла Бардему безразборно играть роли красавчиков. Однако уже к 1996 году актер кардинально меняет стратегию: он отказывается от исполнения как две капли воды похожих друг на друга ролей и ставит перед собой задачу быть неузнаваемым в каждом новом фильме.
Живая плоть
Вскоре после такого решения Хавьера Бардема, как обладающего огромным драматическим потенциалом актера, замечает Педро Альмодовар и приглашает сыграть в «Живой плоти» (1997) роль одного из пяти персонажей, полицейского Давида, ставшего инвалидом после перестрелки… Его герой вовсе не блещет высокими моральными качествами, однако и совсем уж злодеем его не назвать: обычный парень, с кучей проблем и недостатков, которому изрядно досталось, но у которого есть сила воли многое преодолеть.
В «Живой плоти» Бардем играет вместе с матерью, Пилар Бардем, — и до сих пор его приверженность семье является своего рода визитной карточкой: он с радостью приглашает к себе работать родственников, полагая, что очень многим обязан именно актерским семейным традициям.
После фильма Альмодовара Хавьера Бардема заметили в Голливуде, однако проблемы с языком заставили актера отказаться от ряда картин, чтобы в 2000 году сыграть ключевую роль в американском проекте.
Пока не наступит ночь
В 2000 году известный деятель американского авангарда, художник и кинорежиссер, Джулиан Шнабель выпустил на экраны свой первый полнометражный фильм под названием “Пока не наступит ночь”. Это экранизация творчески переосмысленной автобиографии кубинского поэта Рейнальдо Аренаса, вышедшей после смерти автора в 1990-м году.
Как и множество биопиков про полузабытых гениев-бунтарей, “Пока не наступит ночь” легко мог попасть в ряд второразрядных картин, интересных редким поклонникам творчества, если бы не безусловно высокохудожественный визуальный ряд фильма и не исполнитель главной роли, 31-летний Хавьер Бардем, перед которым стояла довольно сложная задача — сыграть прямую противоположность тому, что он когда-либо делал перед камерой: мужественность и выносливость без брутальности, бунтарство без мачизма, влюбленность без эротизма, детскую сосредоточенность на себе без нарциссизма и противостояние системе без оголтелой дерзости кубинского повстанца.
Я горжусь тем фактом, что заставил множество людей провести время перед экраном и досмотреть “Пока не наступит ночь” (2000) даже ценой, как я полагаю, собственной личной жизни.
Актер вспоминает о работе в проекте, сделавшем его по-настоящему знаменитым не только в родной Испании, но и во всем мире, как о выматывающем труде: без выходных, без перерывов, без снисхождения и жалости к себе. Для того чтобы сыграть Рейнальдо, ему пришлось как следует похудеть; чтобы показать трансформацию героя — а Бардем играет почти 30 лет жизни поэта и в здравии, и в полном физическом истощении — фактически перенести на экран все эмоции, страхи, недуги, которых у Аренаса было, прямо скажем, в избытке.
Результат превзошел все ожидания:
Объединившись, чтобы воздать должное Аренасу, Бардем и Шнабель создали вещь совершенно уникальную (Rolling Stone).
За эту роль Бардем получил пять номинаций в категории «лучший исполнитель главной роли», в том числе и Оскара. Это было оправданное мировое признание актерского таланта — теперь, несмотря на то, что Хавьер продолжал оставаться главным испаноговорящим актером, его стали замечать и в международных проектах.
Один из моих снов стал реальностью — когда Аль Пачино посмотрел “Пока не наступит ночь”. Было 3 часа утра по испанскому времени, и он позвонил мне и сказал, что ему понравилось мое исполнение. А я ответил, что есть две вещи, в которые я верю — Бог и Аль Пачино.
Море внутри
Мы так боимся говорить о смерти публично, что позволяем людям умирать в полной тишине.
После нескольких работ, сделанных на местных киностудиях, Хавьер Бардем был приглашен молодым и уже знаменитым испано-чилийским режиссером Алехандро Аменабаром в фильм «Море внутри» на роль Рамона Сампедро, галисийского моряка, который был парализован после несчастного случая и в течение 30 лет добивался легитимного права на эвтаназию.
Сценарий фильма был написан по книге Сампедро, которая вышла незадолго до его смерти. При этом, несмотря на откровенно депрессивную тему, Аменабар умудрился сделать «Море внутри» чем-то вроде жизнеутверждающего гимна — ведь его герой, умирая и борясь за право уйти с достоинством, учит людей, окружающих его, ценить каждое мгновение и любить жизнь.
Монументальное и трогательное кино во всем: от мощной игры Хавьера Бардема до пронзительной музыки, написанной специально для фильма режиссером Алехандро Аменабаром (USA Today)
Высококлассный продукт, со своей эстетикой, убедительно рассказывающий о харизме одного человека в исполнении великого Бардема (Entertainment Weekly)
Трактовка роли Хавьером Бардемом чем-то напоминала его игру в шнабелевском фильме «Пока не наступит ночь», однако если там перед зрителями — узнаваемый актер в период цветущей молодости, то здесь, 4 года спустя, Хавьера Бардема внешне совершенно не узнать. Он проводил более 5 часов за гримом, работал с мимикой и речью. Поскольку герой фактически обездвижен, Бардем вынужден был освоить совсем иные техники пластики — играть не телом, но лицом, а если точнее — глазами. Камера фактически не выпускает Бардема из крупного плана.
Алехандро Аменабар пошел на ухищрения: за три месяца до премьеры фильма он позволил фотографиям со съемочной площадки с изображением совершенно измененного Бардема проникнуть не только в интернет, но и стать достоянием печатной прессы. Так режиссер хотел убрать эффект «неожиданности»: зрители должны были привыкнуть к новому и неожиданному образу красавчика Бардема и не отвлекаться от фильма и выразительной игры актера, пытаясь различить привычные черты.
Я бы хотел поработать с Алехандро Аменабаром снова. Он очень скрытен: и даже мне не говорит о своих планах, когда я прошу его о роли. Он работает потихонечку. И думаю, он вскоре что-то снимет. Хорошо бы — потому что он удивительный.
Старикам тут не место
Хавьер Бардем рассказывал, что когда ему позвонили братья Коэны и пригласили в свой фильм «Старикам тут не место», он был крайне взволнован и удивлен:
Я сказал: послушайте, я не тот, кто вам нужен. Я не вожу машину, плохо говорю по-английски и ненавижу насилие. Тогда они рассмеялись и сказали: «Может быть, именно поэтому мы и звоним вам».
Сегодня можно с уверенностью сказать, что эта экранизация романа Кормака МакКарти стала лучшей работой братьев Коэнов в 2000-х:
Редкий фильм за долгое время, который я могу назвать шедевром. Завораживающий опыт рассказывания истории… (New York Post)
Это история феноменального, бессмысленного и потому совершенно беспощадного насилия, насилия как такового, воплощением которого на экране является герой Бардема — Антон Чигур. Начавшаяся внезапно, словно выскользнувший снимок из пачки старых фотографий, картина рассказывает о трех людях и одном случае, произошедшем где-то в Техасе и объединившем их.
Это фильм — мастерское перенесение на экран времени, пространства, характеров, морального выбора, вечных ценностей, человеческой натуры и судьбы… Многие сцены фильма настолько безупречны, что вам хочется, чтобы они длились и длились, при этом они эмоционально готовят вас к следующей сцене (Chicago Sun-Times)
Фильм держится на игре трех актеров — Томми Ли Джонса, Джоша Бролина и Хавьера Бардема — каждый из которых является воплощением морального выбора: от плюса до серединки и абсолютного минуса… Томми Ли Джонс, шериф округа, нападает на след наемного убийцы, убивающего без видимых причин всех, с кем ему приходится просто поговорить. А Джош Бролин — нечаянный виновник кровавой резни — играет не самого удачливого ковбоя, наткнувшегося как-то утром на чемодан с деньгами и груду трупов посреди техасских просторов.
Мне кажется, что это фильм о бессмысленности насилия. Я олицетворяю жестокость, я — жестокость как она есть… мне противостоит человек, который пытается понять мотивы и цель моих действий… и в итоге понимает, что мотивов у этой жестокости нет…
Хотя повествование ведется от лица Томми Ли Джонса, “Оскара” получил Хавьер Бардем за исполнение «лучшей мужского роли второго плана»: его Антон Чигур попал в список культовых кинозлодеев наряду с доктором Лектором и прочими психопатами. Бардем стал первым испанским актером, получившим премию такого уровня.
Фактически, после “Стариков” о мировом признании можно было больше не переживать: впрочем, Бардем никогда не входил в число актеров, кто бы сильно старался быть в числе оскароносцев. Скорее, наоборот: его провозглашаемым идеалом стала одна картина в год — и год перерыва. Для восстановления и посвящения себя другим занятиям.
Вики Кристина Барселона
Чигур отнял много сил у актера — и следующая роль пришлась не на злодея, а на взбалмошного художника-бонвивана из фильма Вуди Аллена “Вики Кристина Барселона”. Бардема здесь можно увидеть в редком для него романтического амплуа в окружении трех удивительных актрис, одна из которых стала женой Хавьера в реальной жизни.
Я пытался играть злодеев и романтиков с одинаковой силой. Если вы играете плохого парня, чей разум помутился, вам приходится забираться к нему в голову и стараться понять, что же запускает все злое в нем. А когда вы на противоположной стороне, вам нужно высвободить своего героя от негатива. Кто-то однажды сказал: «Разница между художником и сумасшедшим в том, что художник имеет билет туда и обратно. А сумасшедший — только в одну сторону»
Его герой, Хуан Антонио Гонсало, не просто художник, он — воплощение свободного духа, идеализированного представления о творце, гении, демонической личности, вечной юной и страстно-прекрасной. Вуди Аллен в образе Бардема собрал в кучу все клише “героя романтической комедии”.
Два самых притягивающих персонажа, сыгранные двумя самыми знаменитыми испанцами — Хавьером Бардемом и Пенелопой Крус, — всего-то наше клишированное представление о горячих испанских любовниках… Но, боже ты мой, какое веселье это доставляет Аллену! (The Hollywood Reporter)
Фильм имел колоссальный успех: его назвали самым сексуальным, самым смелым, самым смешным, самым свежим и самым вдохновляющим фильмом Аллена за последние несколько десятков лет. “Триумфальное” возвращение Вуди обеспечили и место съемок — он впервые снимал за пределами Нью-Йорка, и актеры — Йоханссон, Бардем и Крус, и сюжет — захватывающая комедийность положений была обеспечена хитрыми любовными связями, в которых состоят все без исключения герои “Вики Кристины Барселоны”.
Второй романтической комедией (а то и вовсе мелодрамой), в которой Хавьер Бардем снялся примерно в это же время (после коэновских “Старикам здесь не место”), стала экранизация автобиографического романа Элизабет Гилберт “Ешь, молись, люби”.
Бардем изображал героя-любовника, трепетного и нежного, как сама любовь — воплощение женской мечты об идеальном супруге и отце будущих детей. Однако же его роль не была главной: фильм создавался в первую очередь для Джулии Робертс, вернувшейся из длительного отпуска на большой экран. “Перезагрузка”, выглядевшая необходимой для Робертс, стала отдыхом для Бардема после серьезных нагрузок у Коэнов — и своего рода остановкой перед новой номинацией на “Оскара” за игру в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту “Бьютифул” (2010).
Бьютифул
Знаете, это как картины Фрэнсиса Бэкона. Они уродливы. Некоторые люди не могут на них смотреть. Но некоторые замирают перед ними, видят надежду, сострадание, любовь за всем этим ужасом.
Фильм “Бьютифул” стал самым тяжелым и трагичным в фильмографии Алехандро Иньярриту, хотя сам режиссер недоумевал по поводу такой трактовки его четвертой ленты: Бьютифул не о смерти. Это фильм о жизни. Это же гимн жизни!
Премьера «Бьютифул» состоялась на Каннском кинофестивале в мае 2010 года и знаменовала собой огромный успех Хавьера Бардема: исполнитель получил приз за лучшую мужскую роль, а полгода спустя был в третий раз номинирован на премию Оскар.
Я хотел, чтоб «Бьютифул» был максимально честным. Один город, одна точка зрения, одна история, снятая на моем родном языке, — все в открытую, за сложной сюжетной структурой не спрячешься (Алехандро Гонсалес Иньярриту)
У Бардема и Иньярриту получился предельно откровенный рассказ о нескольких неделях жизни обычного парня из Барселоны, который в одиночку пытается растить детей, работать с нелегалами и решать их проблемы, да еще и внезапно обнаруживает, что смертельно болен. Каждый миг для героя на вес золота, но никаких притч — лишь скорбное в своей правдивости повествование о том, «как бывает».
Есть нечто вечное и верное в отношении к депрессиям, каждодневным неприятностям и проблемам героя Бардема: когда через страдания, иронию и полную открытость перед горестями он выруливает на нужный путь. Тоска и меланхолия, которые могли бы “заесть” его, ощущаются вторичными и наносными в сравнении с глубинным переживанием ситуации. Кинематограф знает множество примеров “подвига материнства” — “Бьютифул” же дает пример “подвига отцовства”, демонстрируя в мощном, брутальном и несгибаемом Бардеме невероятную нежность и удивительную отцовскую любовь.
«Бьютифул» обладает сильным линейным повествовательным вектором. При этом фильм, несмотря ни на что и в первую очередь, величайшая меланхолическая поэма о любви, отцовстве и чувстве вины (Hollywood Reporter)
Координаты Скайфолл
Все хорошие фильмы имеют в своей основе хорошую историю. И ты ничего не можешь поделать с плохим сценарием — каким бы крутым режиссером или актером ты ни был…
Что-что, а сценарий у каждой части бондианы всегда отменный: иначе эта бесконечная франшиза вряд ли бы продержалась 50 лет. Празднование полувекового юбилея совпало с выходом одной из самых трагичных (и коммерчески успешных) серий про агента 007 — ”Координаты Скайфолл”, удостоенной Оскаром, BAFTA и Золотым глобусом…
Хавьер Бардем был выбран режиссером Сэмом Мендесом на роль антипода Джеймса Бонда, бывшего агента МИ-6, абсолютного воплощения бессмысленной мести и беспощадной жестокости. В этом отношении, образ Бардема в “Координатах” не сильно отличается от сыгранного им Чигура, хотя его агент Сильва — провокатор-шпион высочайшего класса. Он и быстрее, и изощреннее, и умнее, и в конечном счете эмоционально тоньше Бонда, — настолько, что отвращение к нему, испытываемое в самом начале фильма, сменяется симпатией и острым сопереживанием… если не сочувствием.
Хавьеру Бардему удается в какой-то степени переиграть своих партнеров по фильму — Джуди Денч и Дэниэла Крейга — сместив акценты с перестрелок и череды погонь в область сугубо психологическую, суггестивную. Его Сильва подобен джокеру: он непредсказуем, как любой злодей, и сосредоточенно-серьезен, как любой психопат. Так что у других в “Скайфолл” не остается шансов быть просто добропорядочными: Бардем выводит героев из “зоны комфорта” и заставляет совершать нехарактерные поступки.
Этого Бонда вы никогда не видели — абсолютно фрейдистский образ в своей уязвимости. И взрывной Дэниэл Крэйг никогда еще не выглядел лучше в своей роли, обнажив всю ярость и чувства Бонда (Rolling Stone)
Советник
Последним “психопатом” в череде сыгранных Хавьером Бардемом антигероев можно назвать “Райнера” из триллера “Советник” (режиссер Ридли Скотт, 2012 — 2013), снятого по роману Кормака Маккарти (второй роман автора, в экранизации которого задействован Бардем) — с участием Пенелопы Крус, Кэмерон Диаз и Майкла Фассбендера.
В “Советнике” Хавьер, как и у Коэнов, сыграл не главную роль, а второстепенного героя, который, тем не менее, сильно влияет на ход сюжета: именно через него главный персонаж оказывается впутанным в деятельность наркокартеля, с чего и начинаются все его неприятности.
Райнер — нечто среднее между Сильвой и Чигуром — исполнен с большим оттенком комического, фарсового, неестественного, может быть даже наркотического. В его образе-джокере Бардем вышел на уровень зловещей клоунады, которой недоставало в “Скайфолле” в силу интеллектуальной насыщенности драмы и трагедийной атмосферы повествования.
Я всегда пробую разное. У меня есть мечта: когда я состарюсь, я бы хотел собрать всех своих героев в одной комнате и осознать, что они не могут найти общего языка друг с другом — потому что им нечего делить между собой!
В 2015 году на экраны вышло сразу два фильма с участием Хавьера: “Страховщик” и “Ганмен” — оба получили невысокую оценку критики, что и понятно. Будучи хорошими боевиками, эти картины не претендуют на фестивальную глубину или уникальность.
Не ставя перед собой цели быть главным и коммерчески успешным актером Голливуда, Хавьер Бардем продолжает оставаться в тени главных американских героев постоянным второстепенным персонажем с испанским акцентом, задумчивым взглядом, потрясающим потенциалом и удивительным талантом быть разным и заполнять собой экран до самых краев:
Единственное, что я умею делать — это играть, однако это не означает, что мне это всегда доставляет удовольствие. Мое актерство стоит мне многого, потому что я застенчивый человек, даже если я часто не выгляжу таковым.