Юэн Макгрегор

У каждого есть характерная черта, по которой нас отличают из толпы, — деталь, мелочь, которая делает нас уникальными и неповторимыми. Однако если мы уже рождаемся с этой чертой, то актеру приходится проживать несколько десятков чужих жизней, чтобы предстать на экране иной личностью; чтобы мы поверили ему, увидели за обычным глянцевым портретом чувства и мысли, которые характерны не актеру, но его герою.

Мастерством перевоплощения, умением найти нужную деталь для изображения своего персонажа, безусловно, обладает Юэн МакГрегор: к 43 годам он сыграл почти в сотне картин, создав потрясающе разнообразную галерею образов, совершенно отличных друг от друга.

МакГрегор и Бойл

Карьера актера началась вполне традиционно: МакГрегор с детства хотел быть актером, окончил театральную школу и начал работать еще в студенчестве.

Однако известным киноактером его сделала совместная работа с Дэнни Бойлом, выдающимся британским режиссером и сценаристом.

Их первой лентой была черная комедия «Неглубокая могила». МакГрегор сыграл одну из главных ролей — молодого человека по имени Алекс. Он, Джульет (Керри Фокс) и Дэвид (Кристофер Экклестон), мирные и спокойные средне обеспеченные жители Эдинбурга, делят на троих огромную квартиру. Для полного счастья им не хватает четвертого постояльца, коим оказывается некто Хьюго. Вскоре Хьюго умирает от передозы, оставляя после себя беспорядок и кучу денег в чемодане. Тут и начинается главное действие: троица решает забрать деньги себе, а от трупа Хьюго избавиться весьма необычным образом. Перед тем, как закопать его далеко в лесу, Хьюго буквально кромсают на кусочки, отрезают руки и ноги, выдергивают ему зубы, словом, лишают полицию любой возможности опознать личность убитого.

По мере реализации грандиозного плана, подельники потихоньку сходят с ума от взаимных подозрений, паранойи, мании преследования и безумного страха от того, что творят. Эти эмоции были представлены МакГрегором с любовью к каждой детали, по-театральному точно, будто речь шла не о черной комедии в английском изводе, а о главной постановке сезона в Королевском театре.

И хотя для 1994 года «Неглубокая могила», конечно, не была новым словом в кинематографе — Тарантино уже успел выстрелить со своими лентами, да и братьев Коэнов никто не отменял — Дэнни Бойл заслуженно получил звание «самого яркого молодого режиссера», а его команда — «открытия года».

После успеха Бойл принялся за экранизацию романа Ирвина Уэлша «На игле». Обладая уникальными правами делать с оригиналом все, что они захотят, Дэнни Бойл и сценарист Джон Ходж создали, по собственным словам, «самый убойный фильм, который вы когда-либо видели»!

Transpoitting

Чтобы обеспечить картине жизнь в веках и успех немедля, нужно было серьезно подойти к собственно изобразительной части. Дэнни Бойл знал, что роль главного героя, Марка Рентона, должна была быть сыграна кем-то, кто будет столь же обворожительным, мерзким, соблазнительным, лукавым, легким и притягивающим, как Майкл Кейн в «Алфи» или Малкольм МакДауэлл в «Заводном апельсине». Выбор пал на Юэна МакГрегора, который своей игрой в «Неглубокой могиле» уже доказал, что способен на многое. Именно Бойл и Ходж посоветовали студии на главную роль Юэна МакГрегора, которого отлично знали по предыдущей работе. Остальная команда была подобрана тоже быстро.

«На игле» — 90 минут чистой энергии, которую Бойл и его сумасшедшая команда вливает тебе прямо в вену! (Роллинг Стоун)

Юэн МакГрегор специально к фильму сбросил несколько килограммов, проводил время в наркоманских притонах Лондона и визуально «опустился» до уровня своего героя.

Я понял простую вещь: актер не должен говорить «я не буду чего-то делать»… Раз уж согласился со сценарием,  ты должен хотеть идти до конца — пока того требует замысел. С некоторыми режиссерами снимаешь сцену и они говорят, что все в порядке. А ты думаешь про себя: «Неужели этого достаточно? Неужели на этом все?»

Из-за скромного бюджета съемки «На игле» проходили не в студии, а на заброшенной табачной фабрике в Глазго, там же выстраивались декорации и подмостки. Ограниченный в средствах и времени, Бойл снимал сцены преимущественно одним дублем. Позже этот прием станет визитной карточкой режиссера. Дэнни Бойл добавил фильму скорости и динамичности за счет игры со светом, цветом и пространством: у него яркие пятна неба перемежаются сепией городских пейзажей, изумрудные луга Шотландии стремительно меняются на граффити на городских стенах, мимо которых бегут герои, а самое главное, почти безостановочно во время 90 минут фильма играет музыка. А как отметили американские кинокритики, музыка в Trainspotting — очень важная деталь, без которой фильм, как он есть, немыслим (что интересно,  многие фильмы МакГрегора крайне музыкальны — они либо буквально построены на музыке, либо сняты на около музыкальную тематику).

В 2004 году «На игле» был назван лучшим британским фильмом, попал в топ-100 мировых картин, и пятнадцать лет спустя не потерял актуальности.

Триумф «На игле» спровоцировал его создателей дальше работать в свойственной им манере над любимыми темами: жизнь, смерть, деньги и любовь. Так появился последний совместный фильм Бойла и МакГрегора «Жизнь хуже обычной» (1997).

В фильме два мира — земной и небесный в буквальном смысле слова. Небесная канцелярия, где Архангел Гавриил, начальник спецчасти по человеческим отношениям, вызывает к себе двух ангелов. У него готово для них задание: в мире, где развод стал обычной вещью, а любовь между мужчиной и женщиной — антикварной редкостью, нужно установить равновесие. То есть создать хотя бы одну идеальную пару… Если ангелы – агенты провалят операцию, быть им всю жизнь на земле.

В это же время один из простых смертных, которого играет Юэн МакГрегор, переживает самый худший день в своей жизни: его уволили, придуманный им бульварный роман – ерунда, его девушка сказала, что уходит от него к тренеру по акробатике и вдобавок его выселили из съемной квартиры. Отчаянное положение доводит героя МакГрегора до угроз своему бывшему начальнику и уж заодно похищения дочери босса, которую играет Камерон Диаз.

События новой ленты Дэнни Бойла разворачиваются стремительно и непредсказуемо: ангелы оказываются охотниками за головами; похищенная дочь миллиардера рассказывает, как правильно просить выкуп и сама не прочь ограбить банк; похититель-неудачник, сыгранный МакГрегором бесхитростно и невероятно искренне, и мухи обидеть не может – он фантазер, мечтающий станцевать в шоу, которое ему когда-то приснилось… Словом, мистическое и реальное переплетаются, а между МакГрегором и Диаз возникает настоящая химия, — словом, все сделано, для того чтобы зрителю ни минуты не было скучно!

Хотя фильм не получил высокого рейтинга (что, кстати, не сказалось на кассовых сборах), он сделал свое дело — к Бойлу привык Голливуд, Юэн МакГрегор стал мировой знаменитостью, а не только британской диковинкой с чудовищным акцентом.

Я всегда хотел отправиться в Голливуд, водить большие машины, играть в больших фильмах. Но я надеюсь, что не буду играть только ради того, чтобы стать звездой. Я просто хочу работать. И не хочу быть режиссером или сценаристом. Я думаю, что это прекрасно — снимать кино. Я прихожу в восторг просто от пребывания на площадке.

Следующей работой Юэна МакГрегора должен был стать «Пляж». Однако Дэнни Бойл пошел на поводу у студии, и на месте британца оказался Леонардо ДиКаприо. Так «Пляж» стал каплей дегтя в отношениях актера и режиссера — и хотя позже Бойл признавался, что сделал большую ошибку, МакГрегор так и не смог оправиться от “предательства”, хотя до сих пор подчеркивает во всех интервью то значение, которое имел Дэнни Бойл в его карьере:

Дэнни всегда убеждался в том, что сделал все возможное — и тебя заставлял работать на износ. Я любил играть у него. Вот оглядываюсь назад, вижу его, и рад, что он был. Ведь я был счастлив в его компании.

Мулен Руж!

Если герой МакГрегора в фильме «Жизнь хуже обычной» только мечтал танцевать в фантастическом шоу, то сам актер пошел гораздо дальше. В 2000 году он принял приглашение австралийского режиссера База Лурмана сыграть в мюзикле «Мулен Руж!».

Мулен Руж!

В центре действия — сцена кабаре в Париже, в основе сюжета — постановка пьесы с участием парижского бомонда, этакая переработанная на современный манер “Травиата” с по-оперному пышными декорациями, делающими съемочную площадку похожей на огромное яйцо Фаберже. С фантастическими костюмами (свыше 300), музыкальными номерами в стиле лучших постановок на Монмартре…

МакГрегор сыграл в картине молодого английского поэта Кристиана, который приезжает в Париж принять участие в жизни парижской богемы — здесь работают самые популярные и скандальные современные художники и писатели, здесь кипит жизнь и рождается легенда…

Мне нужно было просто находить радость в абсолютном гедонизме — это был опыт, которого раньше я не имел. Начинать с массовой сцены, где играет 600 человек, и заканчивать сольным выступлением на голове у гигантского слона… Что может быть лучше?!

Юэн МакГрегор пребывал в опьянительном восторге от съемок и размаха постановки. Незадолго до “Мулен Ружа!” он уже сыграл в музыкальном фильме “Золотая бархатная жила” глэм-рокера Курта Уайлда, чей образ был списан с рок-икон 1970-х Игги Попа и Лу Рида.

Velvet goldmine

Однако тут он открыл в себе еще и отличную форму танцора варьете и удивительно легко вжился в образ бродячего поэта конца 19 века.

С момента выхода фильма началась«Мулен-Руж-мания»: Голливуд стал снимать одно за другим оперное и музыкальное кино, дома мод приглашали Лурмана создать рекламу в виде клипа на «тему Мулен Ружа» с обязательным участием Николь Кидман и МакГрегора, появлялись новые мюзиклы на старые темы, словом, механизм был запущен.

Юэн МакГрегор и Николь Кидман на съемках "Мулен Руж"
Юэн МакГрегор и Николь Кидман на съемках «Мулен Руж»

Юэн МакГрегор получил престижную премию BAFTA и “Золотой спутник”, и окончательно закрепил себя на месте одного из самых востребованных молодых актеров Британии, играющих в Голливуде.

Молодой Адам

Несмотря на свою занятость в популярном кино, актер чувствовал себя как рыба в воде и у независимых режиссеров — недаром он начинал свою мало-мальски осознанную карьеру у Бойла, что не могло не сказаться на манере игры и манере работы над источником роли — до сих пор МакГрегор считает самым важным в фильме сценарий.

Если сценарий захватывает тебя с головой — стоит играть. Только тогда.

Так его роль в мрачном, психологически тяжелом и напряженном авторском проекте Дэвида МакКензи «Молодой Адам» можно назвать несомненным прорывом.

В атмосфере фильма, копирующей меланхоличность, вязкость, неспешность и густоту британской провинции послевоенного времени, МакГрегор широкими мазками создает библейский образ молодого Адама (Джо), первочеловека, лишенного каких-либо моральных принципов и далекого от понимания добра и зла.

К привычным голливудским приемам — долгий проникновенный взгляд в камеру, улыбка, тихий голос, убаюкивающие интонации — добавляются и специфические жесты: то, как он держит сигарету, как выдыхает дым, как прислушивается к возне тел за тонкой перегородкой, как дышит, как медленно и по-волчьи поворачивает голову, как по-животному нервно ищет запах женщины… За этими деталями исчезает знакомый по ромкомам и мюзиклам Юэн МакГрегор, и проступает Джо — носитель чистой, физической и потому разрушительной энергии, не отягощенной раздумьями и тревогами современного Homo Sapiens Sapiens.

За эту роль Юэн получил свою вторую премию BAFTA. С фильмом, кстати, связан курьезный случай: МакГрегор любит и часто снимается обнаженным. Еще в “Золотой вельветовой жиле” он с радостью исполнил роль музыканта, который в состоянии экстаза на сцене раздевался перед зрителями. Так, по словам актера, он реализует свои нарциссические комплексы.

Золотая бархатная жила, 1998

В “Молодом Адаме” при показе в Британии были сохранены все сцены эротического содержания с участием МакГрегора и сыгравшей с ним в паре Тильды Суинтон. А вот для театральной версии картины в США почти все сцены чуть было не подверглись жесткой цензуре: актеру пришлось настоять на том, чтобы американский “зритель” мог лицезреть его наготу “без купюр”.

Мастер Кеноби

Удивительно разносторонний талант МакГрегора подчеркивает его участие в одиозном проекте  Джорджа Лукаса “Звездные войны”. Можно по-разному оценивать стремление Лукаса доснять “начало” культовой трилогии — три серии приквела вышли не похожие одна на другую ни в плане качества, ни в плане популярности среди горячих поклонников “Звездных войн”. Однако же многие сошлись в том, что молодой падаван Оби-Ван Кеноби, а затем и магистр джедаев, в исполнении Юэна МакГрегора выглядел очень органичным и на самом деле схожим с Алеком Гиннесом, сыгравшим старого мастера Кеноби в оригинальной серии 1970-1980-х.

Obivan KenobiКогда я играл Оби-Ван Кеноби в приквеле “Звездных войн”, мне пришлось превратить себя в молодого Алека Гинесса. Я смотрел его ранние работы, чтобы понять, как он выглядел на экране. Интересно, что он запомнился людям нового поколения лишь как исполнитель роли в “Войнах”. На самом деле он сыграл множество характеров в разных фильмах — ощущение, что он и британская киноиндустрия были одним целым.

Оби-Ван Кеноби МакГрегора — своего рода продолжение той самой гинессовской британской кинотрадиции, джентльмен-джедай, сдержанный и яростный, занудный и поучающий, сильный и очень цельный. Он действительно будто сошел с “доголливудского” экрана.

Мне нравится Джордж Лукас, потому что с ним все понятно. Не надо снимать 100 дублей с моим участием, где я просто “вхожу в дверь”. Такие режиссеры, как он, знают, чего хотят и когда получают это, мы идем дальше.

Более того, три серии приквела Лукаса — единственный фильм с продолжением в карьере Юэна МакГрегора: его приглашали сниматься в Бондиане, но от отказался. Ведь в таком случае он не смог бы позволить себе свободно выбирать расписание для съемок в других проектах. В случае со “Звездными войнами” все получилось само собой.

Работа над второй частью была интереснее, — я ведь никогда раньше не играл одного и того же персонажа дважды. Между эпизодами прошло 3 года. И мне было проще играть, так как я уже был знаком с техническими тонкостями. В иных фильмах ты репетируешь с людьми, разучиваешь сцену и снимаешь ее. В “Звездных войнах” совсем другая история — там много съемок на голубом экране. И в этом смысле очень тяжело играть в кадре с теми, кого с тобой в реальности рядом нет.

Я люблю тебя, Филипп Моррис

В 2008 году после участия во многих экспериментальных, странных, не всегда удачных и далеко не всегда коммерчески успешных лентах, Юэн МакГрегор снялся в романтической трагикомедии вместе с голливудским “королем смеха” Джимом Керри.

Дуэт “влюбленных” Кэрри и МакГрегора в фильме “Я люблю тебя, Филипп Моррис” стал сенсацией на фестивале независимого кино в Сандансе. Фильм основан на реальных событиях жизни Стивена Джея Расселла (автор книги, по которой снята лента). Несмотря на необычную для обоих актеров историю, еще до начала проката в США во время мирового показа собрал 18 млн долларов при бюджете в 13 млн.

Блестящее исполнение короля комедии Джима Керри психологически сложной роли “доминирующего любовника” и образ “нежного возлюбленного”, созданный мастером Кеноби — МакГрегором, — вот что делает этот абсолютно абсурдный фильм по-настоящему популярным (Entertainment Weekly)

Юэн играл чуть ли не херувима и очень профессионально оставался в тени маниакального, яростного в своей экранной любви-страсти “к Филиппу Моррису” Джима Керри, был фоном для его “харизматичной” игры — что странно, так как и сам обладает невероятной харизмой и привык быть ярким кинособытием. При этом дуэт получился невероятно слаженным и трагичным: ведь так или иначе, это фильм о несчастной любви, которая несмотря на абсурдность разыгрываемой ситуации, счастливой никак не стала.

Мне всегда интересно играть разных людей, в разных ситуациях. Не важно, ты влюблен в мужчину или женщину. Я в принципе нахожу идею любви и романтических отношений очень интересной. Я ищу такие истории. И люблю играть кого-то, кто влюблен — потому что мне очень нравятся эти ощущения. Люди способны на чудеса, когда влюблены!

Призрак

После успеха в фильме “Я люблю тебя, Филипп Моррис”, Юэна признали британским актером №1 в Голливуде — настолько он был востребован. Лицо нескольких рекламных кампаний, рыцарь-джедай, гибкий и разноплановый актер, он редко снимался разве что только в откровенно унылых и мрачных политических и психологических триллерах.

Роман Полански и Юэн МакГрегор в доме у Полански в Швейцарии
Роман Полански и Юэн МакГрегор в доме у Полански в Швейцарии

Неудачного опыта игры в провальных триллерах типа “Свидетель” (1999) и “Останься” (2005) хватило на двадцать лет вперед, а погружаться в атмосферу, привычную скорее для таких тяжеловесов, как Клуни и Спейси, Юэну при его популярности было не за чем. Однако устоять перед предложением Романа Полански МакГрегор не смог. Так появился на свет “Призрак” — фильм, высоко оцененный жюри ряда европейских фестивалей (особенно учитывая тот факт, что именно в это время Полански был заключен под домашний арест по делу 1978 года…).

Это история про литературного “раба”, который нанят для того, чтобы закончить “мемуары” вывшего премьер-министра Великобритании, который слишком занят и слишком много знает, чтобы писать. Герой МакГрегора рад выполнять свою работу без лишних вопросов и стремления вникнуть в атмосферу напряженной таинственности вокруг семьи чиновника, но просто ничего не бывает — его предшественник внезапно погиб. И писатель начинает подозревать что-то неладное в том, какое же будущее уготовлено ему после завершения “работы”.

Пирс Броснан и Юэн МакГрегор в фильме Поланcки
Пирс Броснан и Юэн МакГрегор сыграли в фильме Романа Поланcки «Призрак»

Справедливости ради надо сказать, что МакГрегору удалось уловить настроение великого Полански. Его диалоги с Пирсом Броснаном, который исполнил роль политика, напоминали по своей напряженности и многозначности лучшие театральные дуэты современности. Созданная ими атмосфера постоянного недоверия и отсутствия “правды” как таковой (в политике все может быть правдой и наоборот) только украшали сюжет.

В итоге отзывы на картину были самыми лестными:

Этот фильм — работа человека, который знает, как снимать триллеры. Мягкий, спокойный, убедительный, он постоянно держит нас в напряжении вместо того, чтобы шокировать действием и накалом страстей (Chicago Sun-Times).

Кстати, несмотря на то, что МакГрегор любим публикой и часто становился обладателем призов зрительских симпатий, это — единственная роль актера, за которую он был удостоен награды Европейской киноакадемии — аналога американского Оскара.

Романтические комедии

После “Призрака” Юэн МакГрегор снова был приглашен Дэвидом МакКензи (“Молодой Адам”). Правда, на этот раз он сыграл в фантастической мелодраме про “Последнюю любовь на земле”. Мягкая, хрустально чистая история двух “последних” возлюбленных на фоне мировой катастрофы заставила сжаться не одно сердце. Фильм напоминал собой скорее тихое поэтическое высказывание, нежели громкие заявления “Острова” (где МакГрегор был возлюбленным Скарлетт Йоханссон) или “Невозможное” (Наоми Уоттс составила пару актеру), в которых было больше суеты, чем лиричности.

Юэн МакГрегор и Ева Грин легко складываются в пару влюбленных в фильме “Последняя любовь на земле”, в этом интригующем апокалиптическом романе с многозначным названием (Entertainment Weekly)

Филигранность, глубину чувств и английскую сдержанность в изображении своих героев МакГрегор перенес и в экранизации двух пьес современных драматургов — “Рыба моей мечты” (2012) и “Август” (2013).

Рыба моей мечты

В Голливуде недаром шутили, что нужно сыграть как минимум сумасшедшего или аутиста, чтобы тебя одарили Оскаром или Золотым глобусом. Не мудрствуя лукаво, по этому пути прошлись и Дастин Хоффман (“Человек дождя”), и Том Хэнкс (“Форест Гамп”), и Джек Николсон (“Лучше не бывает”)…

Salmon-Fishing-in-the-Yemen-3

Свой “Золотой глобус” за лучшую мужскую роль в драме чуть было не получил и МакГрегор, который в картине “Рыба моей мечты” исполнил роль увлеченного чудака-ихтиолога, тихого социапата, которого волею судеб (и абсурдности политической ситуации) удается привлечь к совершенно утопическому проекту строительства “искусственного” водоема в Йемене для одного шаха, который обожает рыбалку. Излишняя сюрреалистичность этого сюжета восполнялась вдохновенным дуэтом Юэна МакГрегора и Эмили Блант:

Эмоциональная сложность фильма не позволяет расцвести пышным цветом слащавой сентиментальности, которая обычно переполняет романтические драмы. Вместо этого чувства, которые временами вызывает фильм, куда более тонкие (San Francisco Chronicle).

Август

А вот в “Августе” (2013) легкости и лиричности нет и в помине — новая американская драма, сыгранная на театральных подмостках, перенесенная на голубой экран. В ней сыграли лучшие из лучших (Юэн МакГрегор, Джулия Робертс, Мерил Стрип, Бенедикт Кэмбербатч…).

Джулия Робертс и Юэн МакГрегор представляют новый фильм - "Август"
Джулия Робертс и Юэн МакГрегор представляют новый фильм — «Август»

Сюжет драмы не отпускает, как тупая зубная боль. Она столь же неприятна, сколь всеохватна. Редкий фильм про современную семью оказывается созидательным и наполненным любовью. “Август” не исключение — напротив, он обнажает все, что хранится за фасадами “крепких” отношений и долгих браков, открывает все нафталиновые шкафы с их скелетами…

В “Августе”, по большому счету, нет главных героев — за те 90 минут на экране, пока мы смотрим его, через призму смерти одного из персонажей рассказывается сразу несколько семейных историй, затейливо пересекающихся и смешанных друг с другом.

August. Osage County

Юэн МакГрегор играет мужа Джулии Робертс: их семья (вернее, то, что от нее осталось к моменту приезда героев на ранчо в Оклахоме) — американский вариант “интеллигентной” пары, которую застали в момент кризиса. МакГрегор в ней — известный типаж: сдержанный и ведомый муж, скромный и виноватый априори. Ему противопоставлена Робертс — сильная и единственная, пожалуй, кто может устоять перед разрушительной стихией в лице матриарха — Мерил Стрип.

Для тех, кто ценит страстные диалоги, исполненные прекрасными актерами, “Август” буквально ниспослан с неба! (St. Louis Post-Dispatch)

Хотя критики по-разному встретили ленту, в один голос говорили, что что здесь — все на своих местах. Да и сами актеры отмечали потрясающий профессионализм состава: во-первых, им довелось сыграть с Мерил Стрип, во-вторых, каждый отличился, получив свое “эфирное” время.

Планы

МакГрегор со своейственной ему разговорчивостью обсуждает планы на будущее: в его рассказах есть место для нового эпизода “Звездных войн”, роли в криминальной драме про российских олигархов, приглашения сыграть независимом кино, идеи по собственной документалистике — Юэн дважды участвовал в мотопробегах по континентам мира и записывал свои впечатления. Есть там и место для романтических лент и озвучки мультфильмов — тем более, что опыт у актера богатый, а голос (благодаря акценту) узнаваемый.

Создание фильма для меня — как серия проблем, которые нужно решить. Восторг и адреналин — вот что ты получаешь в результате создания даже маленькой картины. Ты заканчиваешь, и возникает такое чувство, будто ты уходишь из семьи…

Ewan-McGregor

Share

Diapositiva