Джоди Фостер: Молчание ягнят

Когда сценарист картины Тед Талли работал над адаптацией романа Томаса Харриса «Молчание ягнят», в качестве главной героини, выпускницы академии ФБР, молодого агента, ведущего дело о серийном убийце-маньяке, мысленно представлял себе Джоди Фостер.

Однако с приходом в проект режиссера Джонатана Демми главную роль прочили Мишель Пфайффер. К счастью, Пфайффер отказалась от роли, сославшись на то, что проект «Молчание ягнят» слишком жесток для нее. А Джоди Фостер с радостью стала работать над образом Клариссы Старлинг.

Постер к фильму вошел в число лучших постеров всех времен и народов
Постер к фильму вошел в число лучших постеров всех времен и народов

Она прошла специальный курс «молодого бойца» в ФБР, изучила способы работы агентов, распорядок дня, участвовала в ежедневных тренировках. По словам Демми, когда начались съемки, Фостер в одночасье на площадке превращалась в Клариссу Старлинг — без всяких усилий или подготовки.

Впрочем, несмотря на восхищение Старлинг со стороны критиков, Фостер никогда не считала ее уникальной или в чем-то сложной для воплощения. Напротив, в ее исполнении культовая героиня самого страшного психологического триллера столетия — обычная, тихая девушка, которая прячет личные страхи и борется всеми силами с …собой.

«Мне нравятся фильмы про преодоление страха и испытания… Если говорить про женские истории, они на 95 процентов будут состоять из опыта жертвы и того, как женщина преодолела себя и свой страх. И выжила. Если играть все время восхитительных идиоток, я предам то, откуда я родом. Женщины не были во Вьетнаме. Они не Рембо. Вот почему «Молчание» по-настоящему великое произведение: он вроде бы ни о каких подвигах не рассказывает, однако показывает настоящую женщину-героиню. Это не про стероиды и не про мышцы, а про использование собственного интеллекта и реакции, чтобы победить зло»

Молчание ягнят” заслуженно взял многие награды. Щедро были одарены вниманием и премиями и главные исполнители: Энтони Хопкинс и Джоди Фостер. Их дуэт был назван одним из самых удивительно сильных и “темных” актерских дуэтов своего времени.

Лучший дуэт психологического хоррора - Хопкинс и Фостер
Лучший дуэт психологического хоррора — Хопкинс и Фостер

После, когда Хопкинс вспоминал работу с Фостер, он неизменно отмечал, что

Джоди Фостер за всю свою карьеру сыграла столько потрясающих ролей, что она абсолютно недосягаема. Никто не в силах догнать ее.

Одновременно с работой над “Молчанием ягнят” Фостер впервые пробовала себя в качестве режиссера. Она сняла социальную трагикомедию “Маленький человек Тейт” (1991). История, во многом биографическая, снискала положительные отзывы критиков, а Фостер воплотила мечту — быть одновременно по обе стороны от камеры.

Я люблю снимать фильмы не потому, что я люблю играть — я снимаю фильмы, потому что мне нравится снимать фильмы и быть частью этого процесса. И Я думаю, что я была бы так же счастлива, если бы я работала звуковиком или помощником осветителя — для меня это в какой-то степени одинаково. Я просто огромный кинофанат!

В следующее десятилетие Фостер, будучи огромным “кинофанатом”, сыграла в самых разных по жанру и проблематике картинах — среди них были и удачные костюмированные мелодрамы и комедии типа “Маверик” (первая совместная работа с Мэлом Гиббсоном), “Соммерсби”, “Анна и Король”, научно-фантастический “Контакт” и несколько лент собственного производства.

Нелл

Третья номинация на Оскара в категории “лучшая актриса” была присуждена Фостер за первый фильм, который был спродюсирован на ее собственной студии. Джоди выкупила права на пьесу “Идиоглоссия” Марка Хандли, которая легла в основу сценария картины “Нелл” (1994). Нашла режиссера Майкла Аптеда и пригласила на главные роли Лиама Нисона и Наташу Ричардсон.

Для меня единственным условием взять кого-то в проект выступает искренний интерес актера или режиссера к этому проекту. Лиам не побоялся быть нежным и чувствительным. А Наташа настолько умна и ранима, что не нужно прибегать к каким-то ухищрениям, чтобы передать это на экране.

Джоди Фостер сыграла саму Нелл, живущую с недееспособной матерью где-то в Северной Каролине. Нелл ведет хозяйство, вполне может вступать в коммуникацию — но на собственном языке, который представляет собой набор из речеподобных звукосочетаний, песен и бессловесного танца.

Джоди Фостер и Лиам Нисон
Джоди Фостер и Лиам Нисон

Поначалу Фостер была в абсолютой растерянности — не понимая, как именно можно сыграть то, что ей так понравилось в книге и в сценарии.

Образ ее героини не предполагал ни стандартных решений, ни стандарных же актерских ухищрений, меняющих внешность — макияжа, костюмов, причесок. Почти все, что делала на площадке Фостер, было импровизацией: она буквально всем телом реагировала на реплики и движения партнеров по фильму. К концу ленты зрители (несмотря на непонятный язык Нелл) прекрасно понимали, о чем говорит Нелл:

Вдруг я поняла, что мне нужно быть эмоционально открытой: Нелл всю жизнь была предоставлена сама себе и единственная связь ее с окружающим миром – чистые эмоции.

Несмотря на оригинальную форму, Джоди Фостер осталась верной себе в плане выбора темы для картины:

«Чуждость и инородность — слова, значащие много для меня. Я всегда изображала героев, жизнью которых не могла бы жить. Людей, которые выжили и не позволили миру изменить себя. Этот фильм должен вдохновить зрителей на то, что если у Нелл хватило сил быть собой — может быть, и у них хватит смелости принять свою инородность этому миру».

Share

Diapositiva