Режиссер: Филлида Ллойд
Год: 2011
Страна Франция, Великобритания
Актеры: Мерил Стрип, Джим Броудбент, Оливия Колман
Жанр: драма, биография
You can rewind it – but you can’t change it
1 марта 2012 года на экраны российских кинотеатров наконец-то выйдет одна из самых, скажем, амбивалентных картин, снятых про Маргарет Тэтчер в течение последних двух десятков лет. Спорной (по сравнению с другими биопиками про этого премьер-министра Великобритании) «Железная леди» может быть названа по нескольким причинам: по тому, что она изображает (позиция историческая); по тому, как изображает (позиция режиссерская); и по тому, наконец, кто изображает…
Что?
«Железная леди» Филлиды Ллойд — режиссерская версия хорошо известных событий Великобритании конца ХХ века, показанная через призму сознания человека, разум которого постепенно угасает. Не слишком этично, хотя весьма зрелищно и, главное, по-своему достоверно. Выбранная точка отсчета — жизнь Маргарет Тэтчер в отставке — никогда еще не вызывала интереса у постановщиков и сценаристов. Куда интереснее было вместе с героиней проходить все стадии становления, «держать постоянный бой», говоря словами Тэтчер, активно переживать все, что творилось с ее появлением на политической арене.
В «Железной леди» зрители вынесены за скобки истории — сделаны наблюдателями, знающими, чем все закончилось и что произошло гораздо лучше, чем сами участники непосредственных событий. Предметом внимания становится сама Маргарет Тэтчер, ее «мысли», оценка ее «поступков» — два главных понятия философии ma’am, и в этом «Железная леди», безусловно, представляет собой любопытный эксперимент.
Как?
Задавшись целью изобразить личность Тэтчер, Ллойд в качестве главного приема выбрала эклектичность изображения и нарушения хронологии повествования: это постоянные переносы во времени to and fro, которые прерываются кадрами семейной хроники, врезками из телепередач и радиоэфиров, галлюцинациями и провалами в памяти главной героини. Вряд ли подобный прием можно назвать новаторским или редким, или пригодным для воссоздания жизни еще живущего человека…
Но он хотя бы не вступает в противоречие с основным замыслом ленты, а главное, не мешает потрясающей игре (теперь уже без преувеличения) величайшей актрисы современности.
Кто: Мерил Стрип
В 2012 году Мерил Стрип уже получила первую награду за «Железную леди» — Золотой глобус в номинации на лучшую женскую роль. Говорят, что это не предел, и премия Киноакадемии уже у Стрип в кармане. Вполне возможно.
Очевидно другое: ни одна роль Стрип не похожа на уже сыгранную. Мерил Стрип не повторяется ни в чем: ни в интонации, ни во взгляде, ни в походке, ни в жестах, ни в эмоциях, коих в ее арсенале миллион. Ее перевоплощение за гранью ожидаемого, постигаемого опытным путем, за границами рационального — и в этом нет ни грамма заслуги гримеров или художников по костюмам. Что сложного в том, чтобы быть неузнаваемым в гриме? Ничего. Но попробуйте убедить зрителя без маски, что вы, американка, гордящаяся происхождением своего старинного еврейского рода и по современным меркам далеко не пожилая женщина — британка до мозга костей, Маргарет Тэтчер, 80-ти лет от роду…
Уникальные способности Стрип копировать взгляд и интонации в картине достигли неимоверных вершин. К сожалению, этого невозможно будет услышать в переводе, но даже самому строгому британскому критику будет трудно отличить подлинник от оригинальной подделки. По иронии судьбы, «Железная леди» Мерил Стрип убедительнее самой Маргарет Тэтчер в хрониках и записях того времени, а игра — живой памятник госпоже премьер-министру и, пожалуй, единственное, что спасает картину от того, какой, в сущности, аморальной и вульгарной она могла бы стать.