Дж. Эдгар

Год: 2011
Страна: США
Режиссер: Клинт Иствуд
Актеры: Леонардо Ди Каприо, Арми Хаммер, Наоми Уоттс, Джуди Денч
Жанр: Биопик, исторический

Фокус не удался

В октябре прошедшего года студии наконец-то нарушили тишину, возникшую вокруг двух довольно претенциозных фигур современного Голливуда — Клинта Иствуда и Леонардо Ди Каприо: зачернели афиши на всех языках. «Леонардо ДиКаприо — Дж. Эдгар — Клинт Иствуд». Такой ряд имен уже сам по себе обладает гипнотической силой и завораживает звучанием. Оставалось только ждать появления на экранах двухчасового эпического шоу одного амбициозного молодого человека, явно собиравшегося взять «Оскара» за лучшую мужскую роль.

То, что Ди Каприо так и не дали статуэтки (ее получил Дюжарден за «Артиста»), можно отнести на счет и самого актера, и режиссера, и сценариста, и господина Гувера. Каждый из них приложил руку к откровенной неудаче, хотя мера этого участия была разной.

Как фильм в целом (и тут нужно многозначительно кивнуть в сторону Иствуда) «Дж. Эдгар» насквозь пропитан пропагандистской и далеко не исторического толка патетикой. Поздний Иствуд грешит стремлением «поучать», что твой Толстой: он резонерствует, раздает советы, ставит откровенно неловкие сцены, лишенные драматизма, зато полные аллегоричной прямоты и банальности.

Так, сложнейшая и совершенно неоднозначная для современности фигура отца-основателя ФБР, Дж. Эдгара Гувера, у Иствуда становится плоской, двухмерной. Лишенной… обратной перспективы. Это было бы понятно, если бы Иствуд писал иконическое изображение борца с несправедливостью и спасителя «всего на земле». Но выбранный режиссером способ снять картину явно вступил в противоречие с выбранным Ди Каприо способом игры. Удачно подобранный свет и цвет, рамки, в которых живет герой и которые его окружают, острые углы кабинетов, домов, дворов, оконных проемов вроде бы должны придать картине привычного символизма. Детали так и рвутся в объектив камеры, но нет: код нарочно остается непрочитанным, а герой — лишенным какой бы то ни было живости. Стараясь показать весь опыт, который удалось поднабрать за обширную актерскую карьеру, Леонардо вываливает на зрителя как цирковой фокусник сразу все, чему обучен. И потому эффект от увиденного прямо противоположен ожидаемому — вместо жадных взглядов и открытых ртов — ухмылка и недоверие.

В этом, кстати, повинны еще и художники по гриму. Более плохой работы давно не приходилось видеть: отвратительный грим уничтожил чудеснейшую пластику лица Ди Каприо, перековав его в Филипа Сеймура Хоффмана, будто бы играющего обрюзгшего тренера бейсбольной команды, а не главу внутренней разведки мировой державы. Гримеры уничтожили не только Леонардо в образе Гувера, они стерли лица помощников главного спасителя нации — Арми Хаммера и Наоми Уоттс… Единственная, кого не коснулась их рука, была госпожа Джуди Денч, да и то, возможно, потому, что ее героиня вовремя скончалась…

Share

Diapositiva