В 2013 году Джоди Фостер получила престижную награду — премию Сесиля Б. Де Милля на церемонии «Золотой глобус» за выдающийся вклад в киноискусство, став одной из самых молодых почетных обладателей этой награды.
Случай Джоди Фостер уникален: она на протяжении полувека находится в самом эпицентре киноиндустрии, умудряясь всегда быть актуальной, востребованной и любимой, при этом сохраняя status quo и оставаясь в стороне от громких скандалов, модных и сиюминутных увлечений.
Джоди Фостер начала играть в 3 года — она снималась в рекламных роликах, детских шоу и передачах. Однако первая по-настоящему самостоятельная и зрелая роль досталась актрисе только в 12 лет. И была она сыграна далеко не в самом детском кино, а в фильме категории «16+».
Джоди Фостер исполнила роль малолетней проститутки в «Таксисте» Мартина Скорсезе (1976) — фильме, который был воспринят мировым киносообществом как явление двойственное и неоднозначное, обладающее при том высочайшей художественной ценностью.
«Таксист» вывел Скорсезе и его звезд – Де Ниро и Фостер на новый уровень: именно после этой картины сложившийся дуэт режиссера и актера получил свое развитие, а в Джоди Фостер увидели не подростка, но сложившуюся талантливую драматическую актрису.
На съемочной площадке и после, когда Фостер участвовала в презентациях фильма на фестивалях и пресс-показах, она очень вдумчиво и не по-детски серьезно комментировала свою игру и выбранный ею (а не всегда режиссером) ракурс:
«Тринадцатилетние знают все о том, как сбегать из дому. По крайней мере, в теории. Другая актриса постаралась бы сыграть более женственно, вызывая сопереживание зрителей. Я же хотела, чтобы моя героиня выглядела как шлюха — несмотря на то, что она только что сбежавший из дома подросток. Люди больше сочувствуют детям, старающимся быть крутыми, нежели ранимым и слабым».
Если до «Таксиста» Фостер достаточно было просто «быть собой», играя в рекламах и детских картинах, то в фильме Мартина Скорсезе она впервые (по собственному заявлению) почувствовала, какая это серьезная работа — быть актрисой. Самобытность и оригинальность юной актрисы оценила и Американская киноакадемия, включив Фостер в число номинантов на премию Оскар за лучшую женскую роль второго плана.
За «Таксистом» последовало еще несколько «сложных» подростковых ролей в фильмах «Багси Мэлоун» (английская пародия на гангстерские фильмы про Чикаго 1930-х годов), «Девочка, что живет в конце улице» (социальная драма о подростке, отравившем мать и в одиночку справляющейся с жизнью в неблагополучном месте), «Лисы» (драма о четырех девочках, сбежавших из дома).
Обвиняемые
Ее героини конца 1970-х закрепили за актрисой образ мудрой, самостоятельной, сильной и отважной девочки-подростка. По мере взросления Джоди Фостер становилась острее и тоньше, постепенно превращалась в молодую женщину, одаренную внешностью скорее трагической, чем красивой.
Несмотря на то, что она регулярно снималась в фильмах как в США, так и в Европе, после окончания Йельского университета (1984, бакалавр литературы) Джоди Фостер сильно задумывалась над тем, продолжать ли дальше карьеру в кино — или же оставить это поприще и уйти в литературу.
Моя репутация в кино в годы учебы стала для меня своего рода тенью, укрытием, и мне это нравилось: не нужно было лишний раз представляться, кто я.
Переломным моментом в карьере актрисы стал выбор Фостер на роль Сары Тобиас в фильме Джонатана Каплана “Обвиняемые” (1988).
Каплан и студия первоначально делали фильм для Энди МакДауэлл, после ее отказа рассматривали на роль в эту судебную драму о жертве изнасилования “новых” звезд американского голубого экрана— Деми Мур, Бриджит Фонду, Линду Хамильтон, даже Мадонну…
Джоди Фостер совсем не входила в список кандидаток, которые “могут вызывать сочувствие и сопереживание” у зрителей, будучи жертвой — уж никак это не вязалось с ее характером и с ролями, уже сыгранными на экране.
Я понимала, что за героиню я должна сыграть — и не могла играть ее так, чтобы вызывать жалость и сочувствие. Я очень переживала по этому поводу. Однако мое тело, мой голос, все мое существо противилось тому, чтобы выполнить требования режиссера.
Однако же именно Фостер при поддержке остальных актеров, выбранных в фильм, удалось победить в кастинге и обойти в списке номинантов на премию Оскар за лучшую женскую роль непревзойденную Гленн Клоуз в “Опасных связях”.
Созданная Фостер героиня — девушка с рабочих окраин, потенциальная жертва, громкая и неприятная, не вызывающая доверия и симпатии, — тем не менее, заставляет серьезно задуматься над тем, что правосудие, равно как и милосердие, не должны быть продиктованы личной “красотой” или “праведностью” пострадавших.
Когда я смотрела фильм, я думала “Это просто ужасно”. Не фильм, нет — моя игра в нем. Были ощущения, что я просто не попадаю в тон: моя героиня слишком громкая, грубая… Ей нельзя верить, не то что сочувствовать…
Благодаря нетривиальному подходу Джоди Фостер к изображению жертвы фильм получил куда большее признание, чем рассчитывали его авторы. Незаметно прошедший на Берлинском фестивале, он вдруг обеспечил огромные сборы в США, впервые сделав темой кинематографа “изнасилование” как факт этический, нежели социальный или эстетический.
К концу съемок я чувствовала себя грязной. Мне было плохо, но этот опыт я должна была пережить…
Выходом из начавшейся после работы в “Обвиняемых” депрессии стала работа над следующей картиной, которая не просто продолжила триумфальное возвращение Фостер в Голливуд, а открыла целую эпоху психологического триллера (“Цвет ночи”, “Основной инстинкт”, “Никогда не разговаривай с незнакомцем”…), оставаясь эталоном жанра до сих пор.