Если ты из Техаса, обладаешь рельефным торсом и золотистыми кудрями Аполлона, да еще и попал на съемочную площадку — в сущности, совершенно неважно, насколько ты умный, глубокий и оригинальный актер. Твои диалоги могут состоять из обворожительных улыбок и грудного смеха — остальное сделает сценарий, режиссер или на худой конец оператор.
Впрочем, мистер «красивый торс» должен понимать, что от игры в ромкомах до рекламы крема от морщин для мужчин среднего возраста один промах. И Мэттью МакКонахи его чуть было не сделал. От безусловного падения златокудрого современного Ромео до уровня 40-летних поджарых загорелых (пусть и бывших) моделей его спас …Техас.
Чтобы понять меня, вам нужно понять логику техасца. Если вы из Техаса, вы на 100 процентов американец, но поступаете так, как поступает техасец: мы независимы, у нас собственное понимание того, как нужно все делать… «Просто продолжай жить!» — вот мой девиз, который всегда подстегивает меня и заставляет идти дальше.
Как отделаться от парня за десять дней
Мало кто подозревал в герое романтических комедий 2000-х Мэттью МакКонахи почти что дипломированного юриста. Незадолго до начала своей артистической карьеры МакКонахи отправился на учебную стажировку в Австралию — в техасском университете он уже успел изучить все науки, а Австралия открывала новые горизонты.
Именно там по иронии судьбы он попал в драматическую студию, которая навсегда поменяла его представления о себе, театре и собственном предназначении. С последнего курса юриспруденции МакКонахи отчисляется и начинает заниматься режиссурой и киноискусством, попутно снимаясь в рекламных роликах, мыльных операх и сериалах.
Мне исполнился 21 год, когда я начал. Я бросил юриспруденцию и пошел в кино — идея всю жизнь заниматься трактовкой законов казалась мне несколько скучной. Я занимался режиссурой, когда один из моих однокурсников предложил сняться в его фильме «Под кайфом и в смятении». Было это в 1993 году.
Постепенно техасский красавчик становится все более популярным (второстепенные роли сменяются участием в крупных проектах), и ему находится место в романтических комедиях рядом с Дженнифер Лопес и Кейт Хаддсон.
«Свадебный переполох» и «Как отделаться от парня за 10 дней» — отличный пример фильмов, в которых блистал в начале 2000-х молодой актер. Эти фильмы с характерным сюжетом и легким, местами посредственным юмором, тем не менее, можно назвать едва ли не идеалом романтической комедии: в них есть и молодые красивые влюбленные, и их ссора-состязание, и немного секса (чтобы смотреть всей семьей и не запрещать во всех кинотеатрах), и чуточку остроумных диалогов с друзьями.
Что же до персонажа МакКонахи, то его партия, как правило, очень проста: он либо рассекает добрую половину фильма на мотоцикле в футболке, подчеркивающей загар и величину бицепсов, либо щеголяет ослепительной улыбкой и бессмысленным томным взглядом женского угодника.
Вообще-то лично я не люблю романтические комедии. Но люди хотят смотреть их и, кажется, хотят видеть там меня. Действительно, довольно многие из ромкомов с моим участием были успешными: мне нравится думать, что они легкие, как и должны быть. А вы знаете, сколько сил требуется для того, чтобы сыграть легко? Ведь тут если копнете глубже — убьете весь фильм. Гораздо проще сниматься в фильмах типа «Линкольн для адвоката»!
Деньги на двоих
Попыткой вырваться из цепких рук продюсеров романтических фильмов стал проект с Рене Руссо и Аль Пачино «Деньги на двоих». Смесь спортивной драмы (многообещающий игрок в американский футбол получает травму и не может вернуться обратно на поле) и психологического триллера, фильм держится в целом за счет безумного напряжения между Руссо и Пачино.
МакКонахи похож на стажера, который сначала не понимает, что от него требуется, но зато ближе к концу втягивается и показывает довольно самобытную игру. Рассказывая историю бывшего спортсмена, который стал лучшим предсказателем в букмекерской конторе, а затем чуть было не довел себя и своих клиентов до полного банкротства, МакКонахи предсказывает и собственную судьбу: нужно взлететь, затем достичь самого дна, чтобы оттуда начать снова черпать силы и вдохновение.
И моя собственная жизнь дает мне урок, который полностью меняет меня. Заставляет пересмотреть карьеру и привнести в свою работу ту полноту ощущений, которая доступна мне за пределами сцены в реальности.
Тему с романтическими комедиями актер закрыл весьма оригинальным способом: в 2009 году он, словно повторяя собственную биографию, попрощался со всеми бывшими подружками в фильме «Призраки бывших подружек»… И ушел в тень.
Я сказал своему менеджеру, что хочу взять отпуск. Провести время с семьей — у меня появились дети.
В это время Мэттью отказывался от всех, пусть даже стоящих ролей в романтических комедиях, попросил не тревожить его какое-то время, так как решил посвятить себя семье и себе.
2010-е: перезагрузка
Его пребывание в тени не могло длиться вечно — как шутит сам актер, в своем молчании он стал интересен там режиссерам, которые раньше и не взглянули бы в его сторону.
Вдруг я стал чем-то вроде лакомого кусочка для таких людей, как Уильям Фридкин и Стивен Содерберг — людей, которые даже не звонили мне никогда раньше, кто даже не мог представить меня в своих проектах пару лет до того.
Перерождение началось с независимого кино «Линкольн для адвоката» — криминальной драмы, рассказывающей историю одного адвоката, работающего в своем линкольне и живущего на отшибе города, в котором всегда есть крутые парни, нуждающиеся в его помощи.
МакКонахи играет лишенного иллюзий относительно собственных клиентов служителя закона, который вдруг переходит дорогу какому-то особо крупному зверю. Далее сюжет развивается по аналогии со всеми крепкими орешками: справедливый, неподкупный и несгибаемый, он находит возможность оправдать себя и заодно своего подзащитного, попутно спасти семью от захвата в заложники и наказать виновных.
Давайте признавать очевидное — я ведь и есть тот самый парень, адвокат. Я собирал и продавал трейлеры и минивэны, так что я отлично знаю, как сделать машину своим домом.
После успеха малобюджетного «Линкольна для адвоката» Мэттью МакКонахи стал более востребованным. В 2011 году он принял предложение сняться сразу в нескольких проектах, каждый из которых имел мало общего с его предыдущим амплуа.
Киллер Джо
Уильям Фридкин настоял на том, чтобы Мэттью попробовал себя в криминальной драме «Киллер Джо» — о безжалостном киллере, который влюбляется в сестру непутевого заказчика.
Сначала Макконахи отреагировал крайне отрицательно на сценарий, полученный им. Пьеса пулитцеровского лауреата Трейси Леттса вызвала в нем желание «как следует отмыться после прочтения»:
А потом женщина, с которой я работал, сказала, какая же это на самом деле интересная история. Так что мне пришлось перечитать ее и обнаружить потенциал. Мне понравилась эта странная история любви!
И актер согласился сыграть в «Киллере Джо», попутно снимаясь во второстепенных ролях в других независимых фильмах — «Берни» (2011) и «Газетчик» (2012). Обе истории объединяет то, что они основаны на реальных событиях, как и то, что их вряд ли можно отнести к коммерчески успешному кино, в котором до этого привык играть Мэттью:
Это не был сознательный выбор — играть в арт-хаузе и только в нем. Я просто искал по-настоящему великих героев. Тех, что сложнее найти в большом голливудском кино. Ведь если студии и хотят снимать кино про таких героев — они идут не ко мне, а ведут переговоры с Джорджем Клуни!
Супер Майк
На фоне «Киллера Джо» и «Берни» совместный проект МакКонахи и Чэнинга Татума про мужской стриптиз (собственно, автобиография Татума) выглядел коммерчески обоснованным и успешным.
Критика в один голос отметила работу Мэттью в этом фильме:
Чудо как приятно смотреть на Мэттью МакКонахи — одаренный актер, который не смог скрыть скуку, работая над тривиальными проектами — наконец-то нашел роль, для которой был рожден (New York Daily News).
Отмечали кардинальное перевоплощение актера, силились вспомнить — кто же еще так сильно менялся после 40, раскрывая огромный потенциал для будущих еще больших ролей.
Он стал сильнее, острее, смелее, тоньше и куда сложнее. Его шарм множится, как эхо от барабана: и вот уже вы не можете оторвать взгляда от актера.
МакКонахи в этой автобиографии Татума выступает как бывалая звезда стриптиза, которая обучает новичков сути профессии. В истории голивудского кино уже есть такие картины, скажем, «Коктейль» или «Боец», которые построены вокруг роста ученика и стремительного старения, угасания или ухода учителя. Обязательные элементы посвящения в профессию, состязания и совместно переживаемые неудачи лишь укрепляют мужскую дружбу, которая по идее и должна победить всех и вся.
Впрочем, известный сюжет не превращает картину во что-то скучное — напротив, «Супер Майк» по степени изучения собственного предмета («мы продаем секс») сравним разве что с шедевром Пола Андерсона «Ночи в стиле буги», раскрывающем закулисье порноиндустрии 1970-х годов. И загадочно истончившийся Мэттью МакКонахи как нельзя лучше подходит на роль учителя в столь сложной и многогранной сфере.
Мад
Следующий фильм Мэттью МакКонахи попал в официальную программу международного Каннского кинофестиваля 2012 года и был назван в числе фаворитов конкурсной программы. Многие даже отдавали ему, а не получившему пальмовую ветвь «Королевству полной луны» Уэса Андерсена, явное предпочтение:
Это провокационная настроенческая пьеса. Николс, снявший артхаузный хит 2011 года «Убежище», обладает даром создавать героев невероятной глубины и снимать игру большой эмоциональной силы.
Главного героя, неисправимого романтика-бродягу, ради любви способного на все, играет Мэттью МакКонахи. Он в окружении подростков, верящих в абсолютную любовь и столь же абсолютную истину, пытается вернуть себе возлюбленную любой ценой. Эллис и Некбон (14-летние друзья) с восхищением помогают незнакомому Робинзону, который оказывается не таким уж и незлобивым Ромео при ближайшем рассмотрении. Однако колесо фортуны уже крутится, как барабан револьвера 44 калибра, обещанного парням за помощь в деликатном деле — и как водится в настоящем блюзе про Миссисипи — выживет только рассказчик.
Общий тон повествования, как уже было сказано, обладает невероятно глубоким обаянием — и зритель безотрывно наблюдает за постепенно убыстряющимся действием на экране. Неважно, чем все закончится — фильм сам по себе напоминает старый блюзовый мотив, в котором текст не самое главное. Главное — та тоска, с которой поется песня.
МакКонахи, даром что южанин, смог передать эту блюзовую грусть по вечности.
Даллаский клуб покупателей
Когда режиссер картины Жан Марк Валле возглавил проект, он сильно сомневался по поводу участия в нем Мэттью МакКонахи: «вы меня простите, — сказал он сценаристу, — но я не вижу тут места для Мэттью МакКонахи. Это определенно не его типаж!».
На что получил совет встретиться с актером, который с 2009 года вынашивал идею экранизации «Даллаского клуба покупателей» и был одним из исполнительных продюсеров фильма. Благодаря ему правдивая история техасского ковбоя, который заразился СПИДом и смог тридцать отведенных на жизнь дней довести до семи лет, нашла свое воплощение на экране.
Валле был потрясен при встрече МакКонахи и, хотя многое по-прежнему пришлось принимать на веру — допустим, его внешний вид, режиссер согласился на то, чтобы Мэттью сыграл главную роль Рона Вудруфа, пройдохи-лекаря, который добился чуда.
К съемкам приступили в ноябре 2012 года: до этого ровно четыре месяца никто из съемочной группы не видел обновленного МакКонахи. Чтобы сыграть смертельно больного спидом человека, он похудел на 40 фунтов. Мускулистый красавчик из «Супер Майка» истаял и истончился на глазах — от него буквально остались лишь кожа да кости. Именно этого требовал образ техасского парня, которого не смогла сломать даже смертельная болезнь. Впрочем, Рона сложно назвать супер-героем: это еще тот трикстер и проныра, и его болезнь вовсе не помеха тому, чтобы быть для всех лишь одной большой неприятностью:
Мне пришлось столкнуться с анархией внутри этого парня. С самовлюбленным ублюдком в его воплощении. С человеком, который не знаком с инстинктом самосохранения. Наконец, с бизнесменом. Нравится он вам или нет, вы все равно начинаете уважать его к концу истории — потому что сложно поверить в то, что человек может быть абсолютной занозой для всех и при этом спать по ночам!
Из-за нехватки средств снимали быстро, при дневном свете. На каждую из сцен отводилось лишь несколько дублей, однако это вполне устраивало актеров. Не было запланировано никакого постпродакшна — актеры вздохнули спокойно, потому что все ограничилась для них 4 неделями. Бюджет картины был настолько ограничен, что на гримеров, например, было выделено 250 долларов (это, кстати сказать, не помешало им получить своего Оскара в 2013 году!).
Сам Валле подчеркивал особую роль МакКонахи на съемочной площадке:
Я сразу понял, что у этого парня будто бы цель — получить как можно больше от съемок и показать миру, как сильно ему нравится быть актером и служить искусству!
Фильм, задуманный и воплощенный как артхаус, собрал огромный бюджет и не смог миновать шорт-листа Оскара в категории Лучший фильм, Лучшая мужская роль первого и второго плана. МакКонахи получил вполне ожидаемое признание и своего первого Оскара, Его визави по картине, Джаред Лето, сыгравший наркомана-трансвестита при гомофобе-Вудруфе, был отмечен премией за лучшую игру второго плана. Критики отметили триумфальное возвращение Лето в независимое кино.
А МакКонахи был буквально вознесен до небес:
Для фильма о современной чуме «Даллаский клуб покупателей» на удивление полон сюрпризов! Режиссер Жан-Марк Валле сумел снять его, избежав сентиментальности: по большей части в фильме Вудруф представляет собой афериста, нежели святого, хотя альтруизм постепенно захватывает и его.
В последнем своем фильме он достигает новой высоты, которую можно было бы определить как нео-МакКонахи. Его герой, Рон Вудруф, настолько истощен, что кажется в одном шаге от полнейшего исчезновения, однако же он врывается в фильм на крыльях родео, с энтузиазмом участвует в любительской оргии тут же в конюшне, тогда как вся эта конструкция из кожи и костей держится лишь благодаря массивному ремню на его джинсах!
Волк с Уолл-Стрит
Уже приходя в себя после абсолютного истощения, в котором актер пребывал, готовясь к роли Рона Вудруфа, Мэттью МакКонахи появился неожиданно в одном, прямо скажем, примечательном эпизоде у Мартина Скорсезе.
Новый эпический фильм о бесчинствах одного авантюриста с Уолл-Стрит должен был стать триумфальным для исполнителя главной роли Леонардо Ди Каприо.
Однако изобилие сцен с участием Леонардо вызвало пресыщение и сгладило впечатление от мастерской игры, в то время как пятиминутный эпизод с МакКонахи вызвал всеобщий восторг: зрители были безжалостны в своих оценках, но озвучили правду — МакКонахи украл аплодисменты главного исполнителя. Его эпизод — центральная точка, ядро фильма, смысловое и визуальное.
Он воплотил образ одинокого философа от бизнеса, сосредоточенного на деньгах, иссушенного от кокаина и умственного напряжения безумца, читающего мантру успеха в ресторане на крыше самого известного здания на Уолл-стрит. Большего экранов времени МакКонахи и не надо было — он все сказал.
Настоящий детектив
После оскароносного «Даллаского клуба покупателей» МакКонахи выбрал для себя интереснейший проект …. телесериала. В руки ему попал сценарий Ника Пиццолатто о двух детективах и современной истории расследования таинственного преступления где-то в Луизиане.
Его привлекла роль Раста Коула, замкнутого, мизантропически настроенного интеллектуала, полицейского-философа, чьи суждения и наблюдения — будь они сказаны кем-то другим — сильно попахивают Ницше и подростковым нигилизмом. Однако из уст МакКонахи они воспринимаются как оригинальная и пугающая истина.
На роль своего на парника МакКонахи выбрал давнего друга, техасца Харрельсона, с которым они не раз играли вместе. Именно дружеское притяжение, то особое расположение, атмосфера помогли актерам воссоздать на экране сложную гамму взаимоотношений двух коллег.
Их игра от эпизода к эпизоду становилась богаче, красочнее, они дополняли друг друга. Это был эффект Рэдфорда-Ньюмэна, когда взаимодействие двоих украшала всю картину
Трудности сериала, состоящего из восьми эпизодов, открылись не сразу: постоянные флэшбэки, воспоминания и настоящее время, отделенные почти 15 годами, требовали от исполнителей игры как будто бы двух разных людей:
От произношения до прически, от походки до тона голоса — все было разным! В 2012 году мой персонаж съехал на обочину, он не верит ни себе, ни в себя. И каждый день он проживает как наказание в бесконечном обмороке страдания — ведь именно так он и воспринимает необходимость жить
Впрочем, Мэттью прекрасно справлялся с множественным перевоплощением — и даже после съемок он продолжал оставаться социапатом Коулом, что приводило в бешенство пару раз и его коллег, и друзей!
«Настоящий детектив» собрал огромное количество положительных отзывов, а телекомпания получила не меньшую выручку. Парадоксально, но факт — играя в артхаузных и далеких от коммерчески выгодных проектах, МакКонахи умудряется сделать кассу.
Планы
Сегодня МакКонахи продолжает работать над серьезными ролями с лучшими режиссерами современности. Он недавно подписал контракт на исполнение роли самоубийцы, который вдруг открывает для себя новую жизнь. Режиссером «Моря деревьев» выступит Гас Ван Сант.
Второй фильм, о котором МакКонахи особо не распространяется, однако подтверждает свое участие в нем, снимает Кристофер Нолан. Проект носит название «Интерстеллар», и избегая говорить о сюжете, МакКонахи отмечает, что это самый амбициозный его фильм.
Кристофер Нолан в свою очередь отзывается об актере как о талантливом исполнителе:
Мэттью работает изнутри, он приступает к своему характеру с точки зрения понимания и изучения его человеческой натуры, отказываясь напрямую воздействовать на эмоции зрителей — но при этом никогда не теряя из виду полной картины повествования!