Мечта любого человека — повернуть время вспять и прожить жизнь, отличную от той, которую он прожил, какой бы хорошей она ни была. Видеть будущее и уметь предсказывать, хотя бы то, что случится за поворотом дороги или за углом собственного дома.
Именно эту идею эксплуатирует бельгийский режиссер, Жако Ван Дормель, выстреливший со своим десятым фильмом «Господин Никто» (2009) «в топ 10» европейских фильмов. Его герой Немо Никто – Mr. Nobody – 118-летний старик, единственный из смертных, живущий в абсурдном «почти бессмертии», последний человек, который собирается умереть от старости.
Он не помнит, когда родился, кем был, что делал. Но в гипнотическом сне, в который Никто погружается перед тем, как умереть, он вспоминает себя: ребенком, отроком, подростком. Чем взрослее становился Никто, тем острее перед ним возникала проблема выбора. И вот однажды он понял, что «пока выбор не сделан», все на свете возможно.
Художественный прием, когда параллельно показываются два варианта развития событий, далеко не нов. Но Немо проживает не одну, а множество жизней: его история похожа на дерево. История каждого двойника в итоге выделяется в самостоятельный сюжет, становится отдельной жизнью отдельного Немо-2, 3, 4…
Пространства пересекаются, время нелинейно — и в одной жизни Немо-1 встречается с Немо-2 из другого измерения. Происходит сбой в программе. И в итоге уже совершенно непонятно, что из этого игра мысли, мечта, а что — реально пережитое событие. Впрочем, «если мы живем, как утверждают физики, в мире перекрученных измерений, как мы отличаем иллюзию от реальности?».