Собственно, датский кинематограф давно не видел свои картины в числе номинантов на премию Оскар в категории «лучший иностранный фильм». И хотя Михаэль Ханеке опередит всех — такова уж судьба его «Любви» (Трентиньян, Рива и Юппер составляют убойную силу, которой сложно оказывать сопротивление), творение Николая Арсела «Королевский роман» заслуживает и зрительского внимания, и даже симпатий критиков.
Во-первых, создатели «Королевского романа» тонко уловили настроения года и попали в мейнстрим с темой освобожденных Джанго, Линкольнов и прочих операций Арго. Хотя свобода выбора человека против предопределенности, силы обстоятельств и краеугольных каменьев традиций — собственно, тот конфликт, который веками становился предметом искусства и воплощался разными средствами. Кто-то выбирал местом действия Америку 19 века, ну а кто-то — анекдоты и сплетни середины 18 века Просвещенной (или не очень) Европы (и ее задворок).
Во-вторых, «Королевский роман» отлично излагает историю про датских принцев и принцесс, что знакома миру уже четыре столетия. У датчан на этот раз вышел замечательный «Гамлет» в новом прочтении. Не все же англосаксам тренироваться в вариациях на вечную шекспировскую тему. Конечно, здесь сценаристы не Апдайк и не Стоппард, но то, что получилось в итоге — очень даже добротно сделанная костюмированная драма с редкими отступлениями от главной темы «быть иль не быть» и как это водится при дворе — королевским адюльтером и королевскими же отступниками.
(с) По заказу канала Кинопоказ, 2013