Я люблю меняться. И ненавижу, когда меня пытаются ограничить в отношениях или работе. Любая ситуация, когда я ограничен, пугает меня.
Стивен Долдри известен как режиссер, чьи фильмы три раза подряд были номинированы на Оскара за лучшую режиссуру и чьи театральные постановки идут с ошеломительным успехом на всех без исключения континентах мира. В его картинах играют примы европейской сцены и дивы Голливуда, а в ряде шоу задействована сама Елизавета II.
Когда пишут о Долдри, все чаще говорят о его способности удивлять. О его бескомпромиссности и непредсказуемости: он идет только по одному ему известному пути, поступая только так, как угодно только ему. И действительно, всякий раз, когда Стивен Долдри достигает самой вершины — он меняет курс и ищет себя в другом направлении, порой начиная с нуля. Он бесстрашен в своем творчестве — и не боится подвергать критике и переосмыслению то, в чем раньше был убежден.
Ранняя карьера
Я всегда хотел стать режиссером — со школы. И я очень счастливый человек, потому что начал делать то, что мне нравится, в 15 лет.
Карьера молодого дарования складывалась вполне успешно с самого начала: он занимался тем, чем хотел, в школе. В 18 лет Стивен Долдри — стипендиат в Университете Шеффилда на отделении английского языка и литературы. Там же он стал постоянным участником университетской театральной труппы. А четыре года после выпуска Стивен Долдри проводит целый сезон в качестве циркового клоуна в туре итальянского бродячего цирка. По возвращении из тура он и дальше осваивает профессию актера в Шеффилде. В конце 1980-х он становится художественным руководителем местного театра, географически и творчески продвигаясь в сторону Лондонского Королевского.
Именно его вундеркинд возглавил в 1992 году. Первые же постановки в Королевском театре британской столицы принесли Стивену Долдри награды. В их числе были и пьесы, основанные на кинематографе — например, «Звонок инспектора» Хичкока, имевшая большой успех. Она знаменательна еще и тем, что стала началом многолетнего сотрудничества Дэвида Хэйра, известного британского сценариста, и Долдри.
Билли Эллиот
В 1998 году режиссер ушел из Королевского театра, добившись его реорганизации, и снял свою первую короткометражку «Восемь» — зарисовку про маленького футбольного фаната, которому приходится адаптироваться к жизни в новом для него месте.
Помимо новых жанра и формы, это был первый опыт режиссерской работы Долдри с юными актерами. Его героям 8 лет, а играют они не хуже заслуженных и досточтимых театральных небожителей. И хотя продолжительность фильма всего 13 минут, он был номинирован в числе лучших короткометражек на BAFTA и оказал значительное влияние на следующую работу Долдри, которая в черновике имела название «Танцор», а после выхода на экраны стала более известна как «Билли Эллиот».
Полнометражный дебют потряс мировое киносообщество: критики и зрители были едины в своей оценке этого свежего и живого фильма:
«Билли Эллиот» — очаровательное кино, которое вызывает и смех, и слезы!
Снятый по сценарию Ли Холла, это прекрасный образец чистой выдумки, искрометного юмора и британской традиции storytelling, когда реалистичный сюжет чуточку абсурден и немножечко выходит за рамки наших ожиданий, основанных на полученном ранее зрительском или читательском опыте. Это история мальчика, мечтающего стать балетным танцовщиком и воспитываемого отцом-шахтером в городке, который уже почти год как находится в состоянии забастовки (знаменитая забастовка шахтеров 1984-1985 гг.). История достижения мечты — мучительной работы, противостояния собственным страхам и корням, история упорства и силы воли.
Исполнитель главной роли Джейми Белл, кстати, несмотря на свой юный возраст, прекрасно понимал, как именно ему следует играть Билли — Джейми родился в одном из тех мест, о которых идет рассказ в фильме, а его занятия танцами в средней школе неизменно были предметом насмешек соседей и одноклассников.
Близость биографий героя и актера, а также аккуратная и очень ненавязчивая режиссура сделали свое дело: фильм был номинирован на Оскара и получил огромное количество наград.
Посмотревшие картину люди обнаружат, что им хочется танцевать после сеанса. Не стесняйтесь же — танцуйте! (San Francisco Chronicle)
Приободренный мировым успехом, Стивен Долдри уступил Элтону Джону, который увидел картину в Каннах и предложил написать оригинальную музыку к истории: в 2005 году Долдри и Элтон Джон поставили мюзикл «Билли Эллиот» — сначала в лондонском Вест-Энде, а затем (двумя годами позже) и на Бродвее. Постановка сразу же была названа современным шедевром и лучшим британским мюзиклом всех времен и народов:
Ощущения от мюзикла, как от состояния влюбленности: он восхитителен, превосходен, полон страсти — это лучшее шоу, которое вы когда-либо видели (New York Post)
Часы
После «Билли Эллиота» Стивен Долдри был с распростертыми объятиями принят в Голливуде: его умение работать со сложным материалом и находить контакт с маститыми актерами в театре как нельзя кстати пришлось и на съемочной площадке. Ведь следующим проектом стала экранизация романа современного прозаика Майкла Каннингема «Часы», в котором главные роли достались … Мерил Стрип, Джулианне Мур и Николь Кидман…
Надо сказать, что произведение обладателя Пулитцеровской премии имеет сложную повествовательную структуру — оно рассказывает о периоде из жизни Вирджинии Вульф, ее работе над «Миссис Даллоуэй», влиянии этой книги на жизнь двух разнесенных во времени и пространстве американок. Три истории хитрым образом переплетаются, героини являются зеркалами друг друга, но при этом не отражают целиком, но преломляют одну ту же линию, давая свою интерпретацию.
Режиссер шел на немалый риск, соглашаясь экранизировать «Часы»: пришлось существенно переработать и адаптировать структуру романа под киносценарий. Этим занялся старый коллега Долдри по театру — Дэвид Хэйр.
Вторым безусловно рискованным шагом было выбрать на роль Вирджинии Вульф Николь Кидман. Единственный реально существовавший и узнаваемый персонаж должен был хоть немножечко быть похожим на свой прототип, и здесь на помощь Долдри пришел замысловатый грим, под которым почти невозможно опознать красивую австралийку.
Наконец, Кидман переживала одну из самых затяжных депрессий — и снимать ее в таком состоянии было очень трудно, учитывая особенность работы Долдри с актерами. Он заставлял переигрывать сцены много раз, при этом эпизоды с каждой из кинодив — Джулианной Мур, Николь Кидман и Мерил Стрип — снимались по отдельности. Только в одной сцене — в самом финале — Стрип и Мур играют вместе.
Кидман, Мур и Стрип демонстрируют лучшие свои таланты, подсвеченные первоклассным актерским составом, играющим роли второго плана (Christian Science Monitor)
На репетициях, а потом уже и перед камерой Стивен Долдри, будучи в принципе театральным режиссером, искал нужную позу, выражение лица, жест. Он мог часами требовать от своих исполнителей выдавать различную нюансировку эмоций, чтобы зритель был убежден в абсолютной искренности действия, переживаемого ими на экране. Это раздражало даже Мерил Стрип, привычную к театральным подмосткам и самым разным техникам работы.
Мерил была всегда удивлена, когда я просил сделать 16 — 17 дублей одной и той же сцены. Она спрашивала: мы будем снова повторять это? И я отвечал: да. Давай посмотрим, что еще мы можем получить. Я думаю, она постоянно чувствовала легкую критику — а я всего-то старался изучить самые разные возможности.
Однако игра стоила свеч — фильм был назван редчайшим шедевром, во многом превосходящим литературный оригинал:
Результат — огромная редкость, учитывая прекрасный оригинал: ведь фильм получился глубже и полнее романа (San Francisco Chronicle)
Для Стивена Долдри «Часы» стали второй номинацией на премию Оскар, для его актрис — огромный успех, новая жизнь и приглашение играть в серьезных драматических постановках как в Голливуде, так и за его пределами.
Чтец
Следующие годы после «Часов» были посвящены театру: Долдри продолжал ставить «Билли Эллиота» по всему миру, участвовал в работе лондонских театров как приглашенный режиссер. Однако же несмотря на свою занятость, в 2006 году он принял приглашение стать участником крупного проекта, также нацеленного на коммерческий и творческий успех.
В 2008 году на экраны вышел третий полнометражный фильм Стивена Долдри «Чтец» — экранизация романа Бернхарда Шлинка, в которой были задействованы прямым или косвенным образом все крупнейшие звезды британского киноискусства (от продюсеров до сыгравших главные роли актеров).
Первоначально студия столкнулась с проблемой выбора актрисы, которая должна была сыграть очень неоднозначную роль главной героини: Стивен Долдри склонялся к кандидатуре Николь Кидман, тем более, что предыдущий опыт работы был более чем положительным. Однако Кидман вынуждена была отказаться из-за беременности, и на ее место стали рассматривать других.
В итоге предложение приняла Кейт Уинслет, которая попала в проект в самый последний момент — и в итоге сложно представить себе на ее месте кого-то другого. В сыгранном ей монологе о поздней любви к юноше зрелой женщины (Ханна Шмиц), обвиненной в пособничестве нацистам и Холокосте (действие картины разворачивается в послевоенной Германии), проявился в полный рост величайший талант современной драматической актрисы.
По замыслу Стивена Долдри, Ханна Шмиц не могла быть ни положительной, ни отрицательной — именно эта неопределенность должна была стать доминантой в трактовке роли.
Выдающаяся игра Уинслет, особенно учитывая то, что Ханна — персонаж, явно не вызывающий симпатий. И то, что мы не симпатизируем Ханне — лишь свидетельство высочайшего мастерства Уинслет и ее уверенности в том, что ее прочтение персонажа не потребует от нас ни сопереживания, ни сочувствия (Arizona Republic)
У Ханны нет яркого прошлого (покуда оно не становится предметом всеобщего разбирательства, героиня не обращает на него внимания), ее будущего в мирное время не существует: так уж вышло, что Ханна живет настоящим, малыми радостями и небольшими подарками. Стивен Долдри и Кейт Уинслет создают историю, которая вызывает невероятный спектр эмоций — от абсолютного отвращения и брезгливой жалости до сочувствия и симпатии.
Героиня невероятно красива, но не знает своей красоты; она резка и бескомпромиссна, но совершенно лишена импульсивности и экзальтированности «утонченных леди», сыгранных в ранних картинах. Она честна и прямолинейна, но ей неведомы угрызения совести и маята, присущая изможденным саморефлексией интеллигентным натурам.
За эту роль Кейт Уинслет наконец-то получила «Оскара» в числе других престижных наград, а Долдри в очередной — третий по счету раз — был номинирован на Оскара в категории «лучший фильм года»:
“Чтец” — смелый, провокационный и один из самых изысканных фильмов 2008 года (Dallas Morning News)
Выполненный с непревзойденным вкусом, “Чтец” предельно ясно рассказывает о том, -как история одного человека приходит в согласие с историей общества (Washington Post)
Жутко громко и запредельно близко
Когда Стивен Долдри приступил к экранизации романа Джонатана Сафрана Фоера, за его плечами уже были лучшие экранизации десятилетия, такие как «Часы» и «Чтец», и пять лет титанического труда над адаптированным сценарием…
Более того, Долдри уже имел колоссальный опыт работы с молодыми актерами: фактически, отвлекаясь на театральные проекты и разного рода шоу, Долдри все же оставался одним из лучших режиссеров в работе с подростками. Из современников с ним можно сравнить разве что Уэса Андерсона, да и то весьма условно: слишком разная у них манера, кардинально противоположное видение ситуации, проблемы и персонажей.
Новая лента Стивена Долдри «Жутко громко и запредельно близко», как и другие работы, была снята по роману современного автора. Правда, в отличие от предыдущих опусов, Долдри и Эрик Рот (сценарист картины) разрешили себе куда более серьезно переработать исходник, что, впрочем, все же позволило сохранить и перенести на экран специфическую атмосферу книги.
В фильме главная роль и роль рассказчика отведена Оскару Шеллу, мальчику 11 лет. Оскар — ребенок с синдромом Аспергера, обладающий потрясающими интеллектуальными способностями, но не вписывающийся в сложную систему социальных условностей.
Это его глазами Стивен Долдри предлагает нам посмотреть на мир, полный ужасов, хаоса, несогласованности, ненужных эмоций, лжи и постоянно нарушаемых «правильных» закономерностей. Оскар не умеет лгать, боготворит отца и терпит мать с ее «телячьими нежностями». А в остальном, как самый обычный подросток, боится разочаровать, не быть достаточно ответственным и взрослым, не соответствовать высоким требованиям (придуманным им самим).
Именно этому герою приходится пережить случайную и бестолковую смерть отца 11 сентября 2001 года. Чтобы справиться с потерей, Оскар придумывает себе головоломку, как когда-то придумывал для него «разведывательные экспедиции» погибший отец. И отправляется на поиски замка к случайно найденному ключу (хотя обычно бывает совсем наоборот).
«Целью всех поисков было не скучать по отцу. Но я скучаю все больше и больше»
Оскара Шелла сыграл Томас Хорн, это его актерский дебют. Остальные второстепенные персонажи — Том Хэнкс, Сандра Буллок, Макс фон Сюдов, Виола Дэвис, Джон Гудман … — рассматриваются самим Оскаром как взрослые, по разному стечению обстоятельств оказавшиеся с ним в одном месте. Их пребывание рядом оценивается героем порой как досадная и раздражающая необходимость. Поскольку до поры до времени истинную ценность имел только отец, а множество других, менее любимых и и совсем не знакомых людей, были лишь способом продлить память об отце и «дорассказать свою историю».
Режиссер Стивен Долдри сотворил эмоционально сильное кинематографическое свидетельство событий одного ужасного дня конца лета (ReelViews)
Лучше всех фон Сюдоф, он абсолютно прекрасен — этот великий ветеран получает огромное удовольствие от необычной роли, кружа и шатаясь по городу. Не говоря ни слова, он является главным во второй части картины (The Hollywood Reporter)
Однако несмотря на положительные отзывы и колоссальный масштаб проделанной работы, «Жутко громко» стал первым фильмом Долдри, который не был номинирован на Оскара за лучшую режиссуру (фон Сюдов получил номинацию как лучший актер второго плана). Что, впрочем, не отвратило режиссера от интереса к подростковому возрасту и темам, крайне важным для этого периода.
Мусор
Показ последнего из снятых Долдри художественных фильмов «Мусор» состоялся на Римском кинофестивале осенью 2014 года. Он не попал даже в шорт-лист американской киноакадемии, что, в общем-то, можно назвать сенсацией: то ли Долдри потерял дар убеждать академиков в собственной актуальности, то ли тема, которую он выбрал на этот раз, оказалась слишком уж острой для того, чтобы выдвинуть картину на Оскара. Тем более, что в разношерстном списке лучших лент в феврале 2015 года превалировала либо биографическая составляющая, либо — что тоже понятно — цеховая история о Голливуде и его закулисье.
Стивен Долдри провел полтора года в Бразилии, работая над картиной о португальских детях, обитающих в мусорных городах на задворках Рио де Жанейро. В проекте участвовал и известный бразильский режиссер Фернандо Мейрелеш, автор «Города Бога» и прекрасный знаток бразильских фавел…
Помимо Мейрелеша, который консультировал Долдри и направлял его вдохновение, важнейшим элементом в работе стал актерский состав: это бразильское трио — Риксон Тевиш, Эдуардо Луиш и Габриель Вайнштейн.
У этих детей не было театрального опыта, они никогда ранее не участвовали в драматических постановках. Я даже не уверен, что они были в кино… И у них напрочь отсутствовала дисциплина… То, что у нас получилось — фильм о подростках и для подростков. И я очень надеюсь, что он станет захватывающим для всех. Таков был мой замысел — и таковы мои надежды, устремления, мои мечты…
Роман с Королевой
После мирового успеха британского фильма 2006 года «Королева», снятого соплеменником Долдри — Стивеном Фрирзом — по роману Питера Моргана, у Долдри родилась идея постановки театральной пьесы.
В итоге в 2011 году состоялась премьера спектакля «Аудиенция» на сцене одного из самых популярных лондонских театров. Продолжая удачную историю «Королевы», Долдри пригласил Хелен Миррен исполнить главную роль уже на подмостках.
Сюжет спектакля прост: каждую неделю королева Елизавета II дает 20-минутную аудиенцию премьер-министру. Режиссер позволяет зрителям стать свидетелями истории 60-летних взаимоотношений между 12 британскими премьерами и единственной Королевой. Политика хоть и является основной темой встреч, отходит на второй план: Стивен Долдри и Хелен Миррен рассказывают о человеке, который с гордостью и молчаливой покорностью несет бремя огромной ответственности за свой народ.
Миррен удалось уловить смесь удивительного и обыкновенного в Королеве. У нее будто бы есть способность видеть истинное лицо Ее Величества. И в диалогах на сцене, в советах «себе молодой» Миррен-Королева делится тем, что с королевскими привилегиями приходят одиночество и постоянный страх потерять власть (Guardian).
В 2012 году почти сразу после премьеры «Аудиенции» Долдри выпала честь стать продюсером церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Лондоне.
Подробности открытия держались в секрете от всех участников шоу. Но когда непосредственно перед началом церемонии, напоминавшей сюжет фильмов про Джеймса Бонда, главный исполнитель роли в лице Дэниэла Крейга зашел на площадку, он увидел там даму, которую будет «спасать». Ею оказалась не ожидаемая Хелен Миррен — как мыслили многие. На этот раз девушкой Бонда стала сама Елизавета II, королева Великобритании.
Однако на этом эпизоде роман Долдри с короной не заканчивается. В 2016 году Netflix (крупнейшая в мире студия по созданию сериалов) анонсировала выход первого сезона мировой премьеры — сериала «Корона», драматической истории взаимодействия Елизаветы Второй и британских премьер-министров. «Корона» является прямой наследницей «Аудиенции» и сценариев Питера Моргана к «Королеве». Исполнительными продюсерами сериала выступают Долдри и Морган.
Судя по официальным материалам, сериал рассказывает историю двух самых известных политических домов мира, интригах, любовных драмах, махинациях и закулисье крупных событий истории второй половины 20 века.
«Корона» — не только фильм о членах королевской семьи, но о закате целой империи, о мире в момент исторических переломах и о зарождении новой исторической эпохи (Питер Морган)
Финального решения по актерскому составу студия еще не озвучивала: в главной роли в предыдущих проектах Долдри и Моргана участвовала Хелен Миррен, чьего появления ожидают и в сериале. Впрочем, 10 эпизодов первого сезона будут рассказывать о начале правления 25-летней принцессы, которая вовлечена в дружбу с одним из самых могущественных политиков мира, Уинстоном Черчиллем.
Питер Морган находится в зените своей писательской славы, а Стивен Долдри — один из самых оригинальных и любимых публикой режиссеров. Мы ожидаем, что сериал станет удивительным зрелищем, воссоздающим всю сложность политического устройства послевоенного мира (Харрис, исполнительный директор студии)
Перефразируя фразу Миррен о “Королеве”, в отношении новых работ Долдри можно сказать только одно: корона лучшего и любимого режиссера Британии не такая уж и тяжелая… Вес ей придает то, что она значит — как для Долдри, так и для многих его поклонников.