Вупи Голдберг


Американская мечта? Да это же я!
Вупи Голдберг

 

Мировая слава и популярность обычно достаются дорогой ценой. Как правило, их владельцы расплачиваются свободой делать, что хочешь. Стоит только стать достоянием общественности, как перестаешь принадлежать только себе. Впрочем, за редким исключением.

Любимица американской публики, Вупи Голдберг использовала свою бешеную популярность как раз для того, чтобы остаться самой собой. И прекрасно справляется с попытками завладеть ее личным пространством вот уже четвертый десяток лет.

Рождение звезды

Когда Вупи Голдберг спрашивают, кто же был ее вдохновителем и учителем, кто привел ее в профессию, разглядев в ней талант, она, со свойственной ей прямотой, заявляет:


«Никто не вдохновлял меня на то, что я делаю, кроме меня самой. Я была очень тупым и тихим ребенком. И я была в числе последних, от которых ожидаешь огромного успеха в таком деле, как актерское мастерство. Но я всегда чувствовала, что если я продолжу что-то делать — то это что-то непременно случится».

В восемь лет Кэрин Джонсон (будущая суперзвезда Вупи Голдберг), юная жительница Нью-Йорка, начала посещать детскую театральную студию Элейн Рубинштейн. Согласно легенде, этот кружок был единственной школой актерского мастерства, которую одолела Вупи Голдберг. Судите сами: в 14 лет ее исключили из школы за неуспеваемость (актриса до сих пор страдает дислексией), она устроилась на работу, затем сбежала из родительского дома в лагерь хиппи, в 18 лет вышла замуж, родила ребенка, мыла посуду в баре, время от времени подрабатывала в морге тем, что делала макияж покойникам. Однако отсутствие времени на учебу вовсе не означало того, что у нее не было времени на мечты о сцене. Куражу и невероятной уверенности в своем предназначении Кэрин Джонсон обязана тем, что в 1974 году она-таки получила приглашение работать в труппе городского театра Сан-Диего.

Меняя судьбу, Кэрин изменила и имя: на сцене появилась Вупи Голдберг. Первая часть имени произошла от весьма скабрезной детской дразнилки «Whoopie» — «подушечка-пердушечка». А вот фамилия взялась благодаря меткому замечанию матери. Та про желание дочери стать актрисой как-то раз заявила, что «в Голливуде тебе нет места, если у тебя фамилия Джонсон!». Следуя этой логике Кэрин выбрала самую что ни на есть “голливудскую” фамилию — в ее понимании “Голдберг” звучала куда перспективнее.


Мамаша Кураж

Одним из первых спектаклей, сыгранных Вупи Голдберг на сцене, был «Мамаша Кураж» — рассказ о предприимчивой и авантюрной даме времен тридцатилетней войны между Францией и Англией середины XVII столетия. Пьеса Брехта как нельзя кстати отвечала актуальным вопросам американского феминистского движения 1970-х годов, а Вупи Голдберг уже тогда с радостью занимала леворадикальную позицию по отношению к действующей власти. Используя свой талант комика и мима, она даже исполняла в спектакле несколько ролей, замещая своих коллег. Эти спектакли одного актера пользовались большой популярностью: тем большей, чем сильнее импровизировала Голдберг на сцене и саркастичнее и острее был ее юмор.

Так родилась идея создания собственного шоу «Шоу привидений» (1983 – 1985):


«Я иногда удивляю саму себя. Вот когда я работала в театре, я вдруг поняла, что у меня есть талант. Но когда я стала работать над собственным шоу в Беркли и поняла, что я могу быть сама по себе очень смешной, я была просто шокирована этим открытием!».

Но шокировала она не только себя: известные продюсеры и режиссеры в поисках новых талантов заметили Вупи. В 1984 году она уже была частой приглашенной звездой на Бродвее, а в 1985 Вупи Голдберг получила свою первую премию — Грэмми за роли, исполненные в Бродвейских мюзиклах.


Цветы лиловые полей

В 1985 году Элис Уолкер, современная американская писательница-активистка, продала права на экранизацию своего романа «Цветы лиловые полей» студии Warner Brothers. Режиссером проекта был назначен Стивен Спилберг. Вот об этом-то и узнала новоиспеченная обладательница Грэмми, Вупи Голдберг, которая написала Уолкер письмо и буквально напросилась на участие в судьбоносном проекте.

Элис Уолкер рекомендовала актрису Спилбергу, и спустя год фильм «Цветы лиловые полей» вышел на экраны. Вупи Голдберг сыграла главную роль — Селию Джонсон, домохозяйку, которая постепенно осознает свои права и начинает бороться за свободу своего существования.
Понятно, что именно привлекло Вупи Голдберг в этом образе: прямота, наивность, простота героини при невероятной цельности и глубине характера. Именно такой видела себя сама Голдберг, когда рассказывала, почему она выбрала путь никому не известной актрисы в небольшом театре в Сан-Диего:

«Я там, где я есть, потому что я верю в то, что все возможно».

Действительно, возможно все. В 1986 году Голдберг была номинирована на премию «Оскар» в категории лучшая актриса и получила свой первый «Золотой глобус». Второй будет спустя 5 лет — когда Вупи Голдберг станет самой востребованной комедийной актрисой, ведущей, певицей и продюсером Голливуда.

Привидение

Только представьте себе, что получилось бы, если бы вместо Вупи Голдберг в фильме Джерри Цукера «Привидение» (1991) сыграл кто-то другой? Первоначально на роль Оды Мэй Брайн рассматривалась Джеки Харри. Создатели фильма не предполагали даже на секунду, что главная женская роль второго плана может быть сыграна в этой романтической мелодраме уже зарекомендовавшей себя на комедийном поприще Голдберг.

Хотя у актрисы были потрясающие драматические роли, как, например, Эдди в фильме Андрона Кончаловского «Гомер и Эдди» или Клара Мейфилд в «Сердце Клары», или Одесса Коттер в картине «Долгая дорога домой», она все-таки в первую очередь воспринималась как комедийная актриса, эксцентрик и мим. «Джек-попрыгунчик», «Роковая красотка», «Воровка» — эти и многие другие комедии конца 1980-х успели сформировать стереотип восприятия Голдберг у зрителей.

Но, несмотря на это, Патрик Суэйзи, огромный поклонник таланта актрисы, убедил Цукера в том, что Голдберг — не просто лучший, но единственный вариант. И попросил пригласить ее для исполнения роли Оды Мэй Браун, медиума-плутовки, мелкой обманщицы и верного помощника главного героя. Созданный Голдберг персонаж не только не испортил общую сентиментальную атмосферу картины, но и на контрасте подчеркнул все романтические и психологические нюансы, которые остались на откуп Суэйзи и Деми Мур.

В итоге в 1992 году Вупи Голдберг стала обладательницей премии BAFTA, «Золотой Глобус» и Оскара за лучшую женскую роль второго плана. Она стала второй черной актрисой, удостоенной Оскара, и первой, на чьем счету были сразу все высокие награды. «Я и в самом деле считаю, что я какая-то инопланетянка», — без лишней скромности заявила о себе Голдберг. С ней сложно было не согласиться.


Действуй, сестра!

В следующем году после выхода на экраны «Привидения» Вупи Голдберг начала работу над криминально-комедийным сиквелом, известным сейчас под названием «Действуй, сестра!» (1993 – 1994). Здесь Вупи Голдберг решила показать себя во всей красе и не только сыграла роль поп-звезды, преследуемой преступниками и скрывающейся в монастыре, но и позволила себя исполнить живьем все вокальные партии своей героини. А их там немало.

Фильмы имели огромный коммерческий успех. Два года подряд Вупи Голдберг номинируется на премию MTV как лучшая комедийная актриса. Она считается самой высокооплачиваемой звездой 1990-х и в течение последнего десятилетия XX века появляется в 150 картинах.
Известность и возрастающий до небесных высот авторитет Вупи Голдберг приводят к тому, что в 1994 году она становится первой женщиной в истории, которую приглашают вести церемонию Оскар «единолично».

«У актеров нет цвета. Актер — это форма искусства», — так остро-социально может позволить себе начать развлекательное шоу только она. Но, несмотря на далеко не самый комфортный тон публичных выступлений, жертвами шуток Голдберг хотят быть звезды эстрады и кино, политики, кандидаты в президенты, жены дипломатов, чиновники, спортсмены. Острый ум, потрясающий талант импровизации и перевоплощения, любовь к парадоксам и при этом завораживающие сквернословие и отсутствие какого бы то ни было притворства делают Голдберг совершенно уникальным персонажем Голливуда.

Поклонники эксцентричного юмора Голдберг восприняли ее назначение на проведение церемоний Киноакадемии как абсолютный триумф: и несколько лет (1994, 1996, 1999 и 2002) прямые трансляции шоу, которые вела актриса, имели самый высокий зрительский рейтинг.

Об этом, кстати, свидетельствует и тот факт, что когда церемонию Оскара стали вести звездные пары, рейтинг снизился и аудитория сильно сократилась. Академики «потеряли» самую перспективную группу зрителей — молодежь, сердце которой не смогли завоевать ни красочные музыкальные представления, ни заученные шутки от лучших сценаристов, ни великолепные костюмы от мировых дизайнеров.

После откровенно провальной церемонии 2011 года более 60 % опрошенных из числа тех, кто посмотрел «самое длинное и скучное шоу за всю историю существования награды», потребовали вернуть Вупи Голдберг на законное место.


Взгляд

Об еще одном таланте Вупи Голдберг — таланте писателя и сценариста — мир узнал в 2000-х. Одна за другой стали выходить в свет ее книги для детей и взрослых, книги-зарисовки и книги-размышления.

Совместно с Робином Уильямсом и Билли Кристаллом Вупи Голдберг участвовала в организации благотворительной ассоциации актеров-комиков под лозунгом «Лечение смехом» для выступления в детских домах и больницах. Она объездила всю Америку, читая свои книги и разыгрывая сценки для детей и подростков, проходящих посттравматическую реабилитацию.

В 2000-х она начинает выступать как продюсер музыкальных щоу и театральных постановок на Бродвее. И здесь тоже добивается успеха: в 2002 году она была удостоена премии Тони как лучший продюсер музыкального шоу. С тех пор она выпускает по паре-тройке театральных постановок в год. Кстати, сегодня Вупи Голдберг одна из 10 актеров современности, у которых есть награды за все возможные достижения в области искусства: Эмми, Грэмми, Тони и Оскар.

В 2006 году, уделяя все больше времени общественной деятельности, Вупи анонсировала появление нового радио шоу — площадки, на которой она продолжила активно высмеивать пороки современного американского общества. Популярность собственного радиошоу привела к тому, что через год после его основания Вупи пригласили стать со-ведущей “Взгляда” — телевизионного ток-шоу, по своей известности сравнимого разве что с шоу Опры Уинфри. В 2008 году Голдберг полностью заменила Рози О’Доннел, бессменную ведущую программы.

Тогда же она сделала своеобразное заявление о конце своей актерской деятельности: «Как вы уже, наверное, знаете, здесь нет места для очень талантливой Вупи». И добавила: «Нет места прямо сейчас, на рынке кино»…

Карьера Вупи Голдбург полна моментов, за которые ее многие недолюбливают или даже боятся: несдержанность в суждениях, строгость к окружающим, предельная откровенность, нелицеприятная правда, которую она открывала с экранов телевизора или страниц своих книг и интервью, часто становились поводами для обвинений актрисы как минимум в неполиткорректности. Что, может, и является для американцев поводом стыдиться и избегать щекотливых ситуаций впредь, но не для Голдберг:

«Я не думаю, что я должна как-то комментировать тот факт, что я черная. Вы знаете, я не жалуюсь на свою работу. И на отношение к себе. Я черная — и стала черной не вчера и не внезапно, и получила я свою работу потому, что я хорошо умею что-то делать, а не потому, что меня нужно было обязательно взять в угоду политкорректности. Пора бы нам перестать думать в категориях белый и черный, а начать думать в категориях дурак — умный, добрый — злой, талантливый — бездарь… Невзирая на цвет: ведь его нет у искусства.»

Share